Святитель Феофан, затворник Вышинский
Небесный над нами простерт Покров Святых; как сподобиться милостей их?
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы преутешительное и преотрадное умным очам нашим открывает зрелище! — Открывает небо и там Владычицу Богородицу, о нас ко Господу ходатайствующую, и вслед себя увлекающую к тому же ходатайству и весь сонм Святых, сильных дерзновением пред Господом; за ними же открывает и Самого Господа всяческих, внемлющего ходатайству сему и на него преклоняющегося. Преотрадно сие! Ибо из сего ходатайства Пресвятой Богородицы со всеми Святыми и преклонения Господа к нам составляется небесный многомилостивый Покров над нами, преисполненный благодатей, всегда готовых обильно излиться на нас.
Внемлем сему, братие! Покров сей непрерывно простерт над нами, и мы непрестанно стоим под ним. Мы окружены нуждами душевными и телесными, а там — всякая помощь, всякое благо и всякий дар. Прострем руки — и примем дар, отверзем сердце и уста — и исполнимся благ, воззовем — и привлечем помощь. Но, хотя и готово нам оттоле всякое даяние, надо однако же нам и со своей стороны приготовить вместилище для принятия его, привлечь и приять. Вместилище для принятия — сердце жаждущее, имущее, сила привлекающая — слезная уповательная молитва, руки приемлющие — сыновнее дерзновение со смирением. Если так настроимся, будет между нами и Покровом небесным непрестанное общение. Мы будем тогда земля жаждущая, а тот — облако орошающее и напояющее. И, если б действительно было так, были бы мы во всем совершенны, и ни в чем же лишены. Нет сего последнего, — верно, оттого, что нет первого. Иначе понять нельзя, как еще есть между нами лишенные чего-либо, когда и всепромыслительная благость объемлет нас, и ходатайство о нас есть непрестанное на небе, — когда Ангелов Хранителей имеем и соименных святых ходатаев-попечителей?! Не от чего другого сие, как от того, что дара небесного принять и не во что, или нечем, или не за что.
Поясню вам сие — духовное — тем, что бывает в видимых явлениях. Когда собираются облака на небе и покрывают все видимое нами небо, они бывают полны световым веществом, которое называют электричеством. Вещество сие любообщительно и, как только есть где готовность принять его, оно тотчас исходит и явно бывает — и там — на небе, и здесь — на земле. Привлекают его предметы — высокие, острые, чистые; проводит влажность, течение воздуха. Когда есть что из сего в земных вещах и в такой силе, что способно привлечь его, оно нисходит на землю, а когда нет, не нисходит, — и облака проходят так.
Точь в точь то же бывает и в духовной жизни. Покров небесный простерт, как облако над нами, и исполнен небесных благодатен — любообщительных, готовых тотчас низойти, если есть между нами лица, привлекающие и способные принять, такие, то есть, лица, кои по свойствам своим духовным подобны предметам вещественным, привлекающим из облаков свет. Вот сии свойства! Что в вещественном — высота, то в духовном — смирение, ибо оно у Господа высоко; что там острота, то здесь устремление ума на небо; что там чистота, — то здесь искренность желания небесных вещей; что там течение воздуха, то здесь движение святых чувств и помышлений; что там влажность, то здесь сокрушенное и слезящее сердце; что там теплота, то здесь горение духа, уповательною молитвою согретого. Кто исполнен сих чувств и расположений, тот не может не привлечь из простертого над нами Покрова небесного желаемой и искомой благодати. — «Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7).
Так всегда и бывало, что, когда или целый сонм людей, или одно какое лицо, в чувстве нужды духовной или телесной, смиренно обращались к Богу, со слезною, сокрушенною, уповательною, неотступною молитвою, — небесная помощь и заступление не замедляли. Назначат пост, соберутся все в храме, молятся день и ночь и услышаны бывают; — или один кто запрется в храмину, затеплит лампаду и начинает вопиять к Щедродавцу: О Господи, спаси! Владычице, помози! — и помощь приходит. На всенощных, когда во время литии часто поют: Господи, помилуй, — это взято с того, что в нуждах народных все падали ниц, — и в слезах непрестанно взывали: Господи, помилуй! — и встать не хотели от силы и теплоты уповательного прибегания к Господу. При таких-то болезненных воплях и Покров Пресвятой Богородицы являем, — и всякая другая народная или частная помощь — чрез Пресвятую Богородицу, или других Святых бывает только при этом. Так-то, чтобы получить благодать свыше, надо смиренно припадать и болезненно вопиять. Ничто так не лишает нас небесной помощи, как самоуверенность, надежда на людей и хорошую обстановку внешнюю. Все сие и подобное ведет к Богозабвению и свидетельствует о нем. Богозабвением недугующий предпринимает ли что, всегда опирается на средства, какие полагает в себе, или нужде какой подвергается, избыть от ней чает пособиями, какие видит вокруг себя, а к Богу не обращается. Вы не увидите его ни в церкви, ни дома на молитве. А когда так, какой ожидать ему помощи свыше! — Вот он и оставляется самому себе и своим способам. А человек что есть, и что есть все, чем он обладать может? — Трость сокрушенная, трава, пар. Жить, надеясь только на себя, то же, что идти по тинистому месту, То и дело будешь погружаться в тину неудобств и препятствий, кои вяжут и не дают двинуться вперед. Уповающего же на Господа милость обыдет, милость, знаменующаяся благоуспешностию и скорою во всем помощию.
Но чтоб так было, не тогда только надо возгревать привлекающие небесный Покров расположения, когда застигнет нужда какая или беда, а иметь их надобно постоянно в сердце своем, чтоб и быть постоянно под Покровом небесным. Дома утром и вечером молиться, и так почасту обращаться умом своим к Господу и всем Святым, в церковь Божию ходить, как только есть возможность, особенно в воскресные и праздничные дни, среду и пятницу поститься, и тем паче соблюдать все большие посты, равно как и прочие молитвословия церковные исполнять. Всем сим свидетельствуется, что мы на себя не полагаемся и всего чаем с неба — от Господа, и установлено все сие за тем, чтоб возбуждать и укреплять в нас такое расположение.
Кто дома не молится и в церковь нейдет, значит не чувствует нужды в небесном Покрове; не чувствует нужды, — не ищет его; — не ищет, — лишается его. Чем больше таковых, тем хуже для дома, града и веси, тем больше сокращается Покров небесный, или совлачается и сдвигается с тех мест. Где церкви пусты и народ начинает чуждаться церкви и всего церковного, там жди и скорого вразумления бедами, или совершенного оставления Божия. Избави нас, Господи, от сего!
Я нарочно свел на это речь мою, чтоб и вам сказать: не ослабевайте в ревности посещать храмы Божий. Ныне ведь праздник большой, а вчера вас в церкви было не так много. Если под этакий праздник мало, то под воскресение еще меньше, а в простой день и совсем никого. Театр и зрелище какое, в какой день ни будь, всегда битком набиты; а церковь оставляется и в большой праздник! Как это не извинительно. Вечер ведь: какие дела? — Верно, никаких; и так время пропадает; а если и есть какое дело, — ночь твоя; эти же два часа отдай на молитву. Помощь свыше придет неожиданно и спорость в делах подаст.
Я знал одного человека многодельного, который уверял, что если когда не поленится сходить в церковь, то кончал в час и в два дело, на которое в другое время употреблял часов пять и более. Так и в будни ходить в церковь надобно, а не только в дни праздничные и воскресные. Церкви у нас, — с раннего утра до вечера — непрестанно отворяются, с приглашением на молитву, — и все бывают пусты. Кто-кто зайдет; а жителей у нас десятки тысяч. Что же, все довольны?! Никто ни в чем нужды не имеет и никакой беды не чает?! — Когда бы так! — И когда бы не пал на нас укор Пророка: «Уты, утолсте, разшире; и забы Бога, сотворившаго его» (Втор. 32:15).
В других местах и в будни много бывает народа в церкви, в воскресенье же и в праздники и не протеснишься. А у нас что?! Одуховились мы или устарели в христианстве?! Но старость есть возраст молитвенный, а одуховление и знаменуется прилежною молитвою. — Скажешь: «Дома помолюсь». — Нет, не пойдешь в церковь, и дома не помолишься; ибо леность, которая не пускает тебя в церковь, с тобою остается; а если и помолишься, — не помолишься так, как помолился бы в церкви. Уж не стали ль мы охладевать к церкви Божией, и охладевать оттого, что и к вере святой хладными становимся! Ах, братие, осмотритесь! В церковь не сходить раз-два нехорошо, но все еще не велика беда. Но когда сердце к вере начинает хладеть, тут подходит беда смертная! В смертный час тело охладевает: и душа, когда хладеет, значит — замирать духовно начинает. И это холодность такого рода, что, не останови — тотчас захватит всю душу и заморит жизнь ее. Остережемся же, братие, и если есть в нас признаки такой беды, поспешим отвратить ее возгреянием в себе духа молитвенного, Покров небесный на нас привлекающего и всякую благодать из него извлекающего.
Владычица Богородица! Покрой нас честным твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, — и телесного, паче же душевного, — моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, — спастися душам нашим.
Аминь.
1 октября 1864 г.
Покров Божией Матери означает, что милости Ее к нам всегда готовы:
когда и как удобнее сретать их.
Празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — общей всех христиан Матери. Утешительное празднество! — Оно дает уверение, что помощь и заступление Матери Божией всегда готовы и так близки ко всем нам, как, например, кров дома, или еще ближе, как благодетельная рука, касающаяся главы нашей. Весь мир христианский действительно и испытывает над собою сей омофор милости Пресвятой Богородицы, и благодарно радуется, и в благонадежии торжествует. Не раз испытала сей Покров и наша страна, как свидетельствуют и чудотворные иконы — Владимирская, Боголюбская, Муромская, Шуйская, и град наш в недалекое еще от нас время сподобился милостивого заступления Ее в отклонении от нас варварского нашествия французов. И еще ближе, на памяти нашей, — в прекращении чумы. Благодарение Господу и преблагословенней Матери Его!
Утешительно исповедать бывшие опыты небесного Покрова. Они рождают веру, что сей Покров пребывает и может пребывать над нами до скончания века. Судьбы Божии, по которым Он то сокращает, то пространнее отверзает над нами благодающую десницу Свою, неисповедимы для нас. Но всяко несомненно, что незаслуженно Он не наказывает и от тех, кои не прогневают Его, не отвращает лица Своего. Таков же закон и Покрова Пресвятой Богородицы! Сей Покров уже простерт над нами. Не отклоним его, и он пребудет на нас. Нежная мать бережно упрятывает дитя свое, и ему тепло и покойно, пока не разбросает оно Покровов своих. Так и с нами. Бережно хранит нас Заступница наша. Не будем сами порываться из-под Покровов Ее нашею небрежностию и своенравием, — и навсегда пребудут на нас Ее заступление и милость. Спросите, что же именно для этого надо делать? — Отвечу: пребывайте там, где Матерь Божия обвыкла являть милость Свою: покрывая там всех, Она и вас прикроет.
Видите, где было первое всенародное явление Покрова Ее? — В храме, во время всенощного бдения. Спешите и вы в храм Божий на благоговейную молитву всякий раз, как имеете возможность, а паче в воскресные и праздничные дни. Все храмы обходит Владычица наша и всякому дает потребное, по мере труда его и усердия в молитве. Не забудет Она ни одной души, болезненно вопиющей к Ней, и во время благопотребное явит милость Свою. Так — в храмах Божиих одна часть омофора Матери Божией: не уклоняйтесь от храмов и будете под Покровом Ее.
Видали вы изображение Матери Божией Всех Скорбящих. Матерь Божия стоит на воздухе. От Нее рассылаются Ангелы ко всем скорбящим с благопотребной помощью, или от Ней исходят лучи и ударяют на требующих помощи Ее, просветляя души их утешением и врачеванием их болезней душевных и телесных! — Спешите к сим скорбящим и вы, — и луч милости Пресвятой Богородицы, осеняя тех, осенит и вас, или за вашу милостивость он еще внутренне коснется вас. Так — над скорбящими всякого рода другая часть омофора Владычицы: почаще вращайтесь средь них с посильной помощью — и всяко привлечете и на себя омофор милости Ее.
Есть сказание, что один ревнитель спасения, простец некнижный, руководим был в подвигах своих и трудах иконою Пресвятой Богородицы. Всякий вечер припадая в молитве пред иконой Ее, он в лике Ее читал одобрение, или укор себе за дела дня. Когда Она грозно смотрела на него или отвращалась от него, он заключал из того, что, верно, сделал что дурное, пересматривал все дела, мысли и чувства дня, находил неисправное, каялся, — и был одобряем милостивым ликом от Матери Божией. Это значит, что подвиги спасения, равно как и все подвижники — находятся под самым внимательным надзором Владычицы Богородицы. Хочешь удостоиться сей милости, — не неради, подвизайся в христианских трудах о спасении, — и верно удостоишься ее. Так, над ревнителями о спасении – подвижниками – третья часть омофора Матери Божией: пребывай в подвигах, и будешь под омофором милости Ее!
Итак, храмы Божии, места нужд и скорбей, и поприща подвигов и трудов, — вот где всегда присуща Матерь Божия! — Усердие к молитве, дела милости и благотворения и подвижнические труды о спасении — вот чем привлекается и удерживается Покров Ее. И скажу вам, кроме этого, другого ничего и указать нельзя, ибо этими тремя все обнимается. Молитва обнимает отношения наши к Богу, дела милости и благотворения — наши отношения к ближним, а труды подвижничества — наши отношения к себе самим. Но сими тремя отношениями вполне определяется весь строй нашей жизни, и когда они в должном порядке, то и в нас все в должном порядке, и тогда мы сами из себя составляем крепкий сосуд, в который благонадежно влагаются небесные щедроты. Поревнуем же явить себя исправными во всех сих трех видах исправности — и Матерь Божия, Матерь совершенного в Господе человечества, воспримет и нас в родство Свое, и о нас попечется, как о присных Своих, зря в нас следы Своего материнства Богоблагодатного.
Припомните Нагорную беседу Спасителя, в которой Он учил, каковы должны быть последователи Его. Изъяснив христианские сердечные расположения, Он указывает потом свойственные христианам видимые для всех дела их и труды, именно: молитву, милостыню и пост, постом означая постническую жизнь, обнимающую все труды подвижничества христианского. Так и по заповеди Спасителя эти три — суть виды, способы и орудия христианского жития. Всякий христианин, ревнующий быть исправным, непременно ходит в них. И чем кто опытнее и привычнее к ним, тем он ближе к совершенству христианскому, тем ближе он к небу, и небо ближе к нему. И во все времена, чем сильны бывали и бывают христиане? И чем страшны они миру и князю его? — Молитвою, милостынею и постом. В наш век дух мира силится взять преобладание над духом Христовым. — Но смотрите, чем он хочет достигнуть сего? Гонений не воздвигает; а что делает? — Хочет отбить у нас орудия воинствования нашего — молитву, пост и милостыню. И вот вы и в печати и в речах, и в шутку и серьезно, всюду у миролюбцев встретите нелегкие нападки, то на чины церковные и молитвования всякого рода, то на бедных и милостынеподаяния, то на пост и всякое подвижничество и строгость к себе. Знает хитрый, что если он успеет отбить нас от сих орудий жития христианского, то победа и без особой усиленной брани будет на его стороне. Ибо без сих орудий мы, как воин безоружный и раздетый, падем и попадем в плен. Да отступление от них и само есть уже падение и плен.
Так, братие, не дети бывайте умом, но проразумевайте разрушительные для нас козни врага, и стойте в своем чине. Не могу удержаться, чтоб не напомнить вам о сем и не предостеречь вас. Ныне вон как пошло. Любы иссякает; телу дается всякая поблажка в отношении к пище и всем похотям; усердие к храмам Божиим и молитве в них хладеет и все как-то идет, не как следует. Счастливы, и знать не хотят христианских порядков. Бог милостив, терпит; но терпению бывает и конец. Помните — тогда, в 12-ом году — приходили французы с войсками других европейских народов — зачем, думаете? Затем, чтобы отучить нас от французской жизни. Мы и опомнились было немного, — а теперь опять стали забываться. И вот целый год уже грозит нам Господь нашествием Европы. Даром, вы думаете, эта тревога? — Нет. Это Божий к нам вразумительный голос! Господь не хочет нас карать; но как мы неисправны, хочет, чтоб мы пришли в разум и исправились, и как бы говорит нам: смотрите, исправьтесь, а то — опять пошлю на вас вражескую Европу, — зверонравную и иноверную. Перестаньте жить по-французски и по-инославному, и опять восприимите благочестную, православно-христианскую жизнь, движущуюся в молитвах, постах, подвигах и всякого рода благотворениях. Вот, сроку дана только одна зима. Не исправимся, — кто знает, что породит находящее лето? — А ведь все от Бога. Одно мановение перста Его — и разлетятся все тучи. Но за то Он же подвигнет — и соберутся полчища для отмщения неправдам нашим. На всем свете одно православное царство. Оно — слава Христова! Но и имя Христово, паче всех других народов, хулится нами, если мы неисправны. Почему и гнев Божий на нас сильнее, чем на других. Ибо Он хочет, чтобы мы явили славу Его в себе; чтобы весь свет видел — вот что есть православное царство! Других неисправных еще оставит Господь в покое нечествовать, да восприимут благое в животе сем, а нас не оставит в покое, пока не исправимся, ибо любит нас. Поразумеем же, братие, благое намерение Божие о нас и поревнуем пребыть во всем верными Ему, и милость Его сретим всегда и благодать обрящем во благовременную помощь.
Это к слову пришлось мне сказать, но не некстати и не далеко от урока праздничного. Ибо если о христианских порядках и жизни христианской будем нерадеть, нечего нам ждать Покрова Матери Божией. Она — нежнейшая Мать наша, но не поблажливая. Готова излить милость, но не без всякого разбора. Если будем Ей по сердцу, — всячески ущедрит нас. Но мы не будем по сердцу Ей, если не поревнуем ходить в делах, Ей угодных, или по тем же путям, по коим Она Сама всегда ходит, со своим Покровом и заступлением. — Не будем же сходить с сих путей и всяко будем под Покровом Ее. Аминь.
1 октября 1863 г.
(во Владимирской Вознесенской церкви,
куда в этот день бывает крестный ход,
в память изгнания французов из Москвы)
См. также:
-
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
- Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь: Покров Божией Матери.
- Свт. Феофан Вышенский. На Покров Пресвятой Богородицы.
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в день праздника Покрова Божией Матери.
- Святитель Иннокентий Херсонский. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы.
- Святитель Иннокентий Херсонский. Беседа в день Покрова Пресвятой Богородицы.
- Святитель Николай Сербский. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы.
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы.
- Архиепископ Аверкий (Таушев). Покров Пресвятой Богородицы.
- Архиепископ Аверкий (Таушев). Покров Божией Матери над Россиею.
- Архиепископ Аверкий (Таушев). Дорожим ли мы Омофором Пречистой?
- Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель). Пред очами Божией Правды. Покров Пресвятой Богородицы.
-
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Божией Матери.
|