Страница 1 из 7 |
|
|
Воскресные и праздничные беседы
Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель)
(Сборник впервые издан в Харбине в 1942 году.)
Издание второе, исправленное, 2003 год.
Интернет-версия под общей редакцией
Его Преосвященства Александра (Милеанта),
Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
Предисловие к первому изданию
Предлагаемая книга представляет собою собрание богослужебных бесед и проповедей покойного о. иеромонаха Мефодия. Они были произнесены в храме «Дома Милосердия» в Харбине в «иноческой колыбели» о. Мефодия. В этом храме он принял иноческое пострижение и посвящение в сан и здесь же совершал свое богослужение, как священнослужитель и проповедник, в первые годы своего иночества.
Богомольцы храма «Дома Милосердия» (да и вообще многие православные харбинцы) хорошо помнят проповеди о. Мефодия — те проповеди, которые создали покойному славу выдающегося оратора и, при всей краткости его служения, поставили его в ряду лучших проповедников зарубежья. Конечно, записанное и напечатанное слово никогда не воспроизведет того впечатления, которое производило слово живое — живая льющаяся речь... Печатная проповедь не передаст той силы и убедительности, того воодушевления, подъема и задушевной искренности, которыми дышала проповедь о. Мефодия, всегда содержательная и назидательная, иногда положительно художественная по форме и, вместе с тем, безупречная по точности терминологической, по отточенной обработке отдельных частей и по редкому умению молодого проповедника сразу же и глубоко вскрыть сущность данной темы и отражение ее в жизни.
Предлагаемые проповеди, при всем их внутреннем единстве — том единстве, которое вытекает из единства и целостности христианского мировоззрения, на коем они построяются — разнообразны, как увидит читатель. И это разнообразие не только в различии вопросов, которые затрагиваются, но и в самой их разработке. Некоторые проповеди, более значительные по размерам, являются более или менее законченным рассуждением на основную тему; другие, более краткие, разработаны меньше, а иногда представляют собою как бы отдельные «мысли вслух» или заметки по тем или иным вопросом; но и те и другие интересны и содержательны, нося на себе отпечаток оригинального, самостоятельного ума.
И как легко они давались о. Мефодию! Пишущий эти строки одним из лучших воспоминаний своей жизни в монашестве считает то время, когда ему, по воле Божией, пришлось жить в самой тесной близости с о. Мефодием, в первые годы иночества покойного, от самого дня его пострижения. Приходилось удивляться тому, с какой легкостью о. Мефодий готовил свои проповеди, издававшиеся тогда при «Доме Милосердия» в виде воскресных и праздничных листков. Иногда, в особенности в тех случаях, когда тема проповеди нарочито волновала сердце покойного — он готовился заранее, даже сравнительно задолго. Но бывали и такие случаи, когда нужно было сдавать уже листок в набор, а он еще и не написан. Прибегает о. Мефодий, садится и спешно пишет. Скажешь ему, бывало, полушутя, полусерьезно: «о. Мефодий, да ты сначала подумай, а потом пиши...» Рассмеется, взъерошит волосы, подергает себя за несуществующую бороду — и продолжает писать…
Прошло уже два года с того дня, когда скончался о. Мефодий. Незабываемая, незаменимая утрата для тех, кто был близок к нему; большая печаль и для всех более или менее знавших его. Ушел человек редких душевных качеств, совершенно исключительной одаренности, острого и проницательного ума, убежденный христианин и глубоко верующий служитель алтаря. Как много хорошего, поучительного, назидательного давало общение с ним — хотя бы его беседе, в которой поражала глубина, законченная зрелость многих его суждений и мыслей и его бесподобное, сверкающее остроумие и умение одной яркой фразой или выпукло очерченной чертой сразу охарактеризовать тот или иной случай или явление...
Но вот он ушел к Богу и оставил о себе светлое воспоминание и печаль утраты, конечно, смягченную и согретую упованием на то, что сейчас он там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная...
Настоящая книга воспроизводит в хронологическом порядке, по старому стилю, без всяких изменений, «Листки», выпускавшиеся храмом «Дома Милосердия», — а среди них несколько таких, где вместо проповеди давалось поучение, заимствованное у духовных учителей современного православного пастырства: преп. Серафима Саровского, о. Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, митрополита Филарета Московского.
В проповедях о. Мефодия читатель заметит следы «случайности», выразившиеся, в частности, в повторении изречений и примеров. Это неизбежно в собрании проповедей, никак не рассчитанных на объединение их в одном издании и имевших каждая задачей обслуживание одного определенного, воскресного или праздничного дня. Но и сквозь эту несовершенную оправу мысль и дух о. Мефодия сияют с такой покоряющей силою, что предлагаемое издание необходимо примет характер не просто посильного дара, приносимого памяти почившего пастыря. Оно явится и немалой христианской ценностью, которая займет подобающее место в христианском мире, как убедительное слово убежденного христианина, трепетно произнесенное «пред очами Божией правды» и ищущей отклика в душах, не утративших святой тоски по «подлинному и нетленному отечеству».
Хочется верить, что эти «письменные беседы» о. Мефодия найдут быстрое распространение. Тогда, с Божией помощью, быстро последует и второй выпуск сочинений о. Мефодия — его статьи, извлеченные из местных изданий.
Невелико литературное наследие, о. Мефодия. Но о многом говорит оно, над многим заставит задуматься... Властно напомнит оно осуетившейся и заботами мира сего порабощенной душе современного человека о Живом Боге, предстоянием Которому была вся короткая жизнь о. Мефодия. А даст Бог, поможет иной душе иное слово почившего пастыря пережить то, с чего, как любил говорить он, только и начинается подлинная жизнь, растущая в Вечность: личную встречу с Богом.
Архимандрит Филарет
(Вознесенский, впоследствии митрополит РПЦЗ)
|