Седмица 29-я по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Лк., 107 зач., 21:28-33
Умножение скорбей и бедствий — знамение скорого Пришествия Христова. Господь укрепляет всех Своих верных не страшиться самых великих испытаний. «Когда же начнет это сбываться, — говорит Он, — тогда восклонитесь — с верой, надеждой и молитвой — и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Христос пришел в мир дать истинное утешение всем скорбящим и обремененным, и гонимым. Когда Он придет судить мир в последний день, Он избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда они увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок день Господень.
Чем больше удаляется человечество от Бога, тем ближе к верным Господь. Зло достигает своего последнего предела, обрушиваясь на мир. Все нравственные нормы опрокинуты, растление наполнило землю, но там, где распад уже кажется необратимым, открывается в пришествии Христовом совершенное торжество добра над злом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены, наступает разрушение жизни во всех ее проявлениях. Все живут как бы в предчувствии глобальной катастрофы — видно, скоро солнце померкнет, ибо, как сказал один епископ, для чего ему надо будет светить? Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением.
Христос заповедует Своим ученикам наблюдать знамения времен, по которым они могут судить о скором Его Пришествии — подобно тому, как о приближении лета судят по распускающимся на деревьях почках. Как в Царстве Богом созданной природы существует причинно-следственная связь, так в Царстве Промысла Божия — связь одного события с другим. Когда мы увидим агонию сил зла, мы можем заключить, что Царствие Божие приблизилось. Господь заповедует нам хранить это Его пророчество как несомненное и ничем не отменимое. Прежде всего, в том, что касается разрушения Иерусалима. «Не прейдет род сей, как все это будет». «Есть некоторые из стоящих здесь, — как бы говорит Господь, — кто станет свидетелем этого». Все совершится с неумолимой точностью. Божий суд изнесен. Небо и земля прейдут скорее, чем слова Господни. Ибо слово Господне пребывает вовек.
Христос говорит о необходимости бодрствования. Христианин не должен никогда думать, что он живет в мире, где все стабильно и все уже достигнуто. Наша жизнь — состояние постоянного ожидания. Мы должны всегда жить под сенью вечности, зная, что в любое время мы должны быть готовы предстать в присутствие Божие. В мире, где царствует безбожие, где все более изгоняется из жизни Бог, люди, когда настигают их все новые и новые беды, с ужасом вопрошают друг друга: «Где же Бог? Нет Бога!» Ложь сатаны, что нет Бога, приводит к отчаянию. Но вся Церковь всегда стоит перед светом, в котором нет никакой тьмы, перед Пасхой Христовой, перед Пришествием Господа к нам в славе, когда будет всеобщее воскресение мертвых. Нет ничего более удивительного, чем христианская жизнь.
См. также:
-
Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
-
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
|