Payday loans

Сегодня:

16 апреля 2013 г.
(3 апреля ст.ст.)
Вторник.

Икона Божией Матери ' title=

Седмица 5-я Великого Поста.
Глас 4.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мц. Феодосии девы (307-308). Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Прп. Иллирика. Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" .


На 6-м часе: Ис. XL, 18-31. На веч.: Быт. XV, 1-15. Притч. XV, 7-19.

Цитата дня

Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдет на обидевших.

Прп. Нил Синайский

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Пастырь, а не союзник

Сергей Худиев

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, проповедуя в Ногинске, призвал к общественному диалогу между властями и теми, кто протестует против итогов прошедших выборов. Как сказал Предстоятель:

Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе и на политическое положение в стране, на минувшие выборы, вступить в реальный гражданский диалог, не разрушая нашу национальную жизнь, такими трудами, буквально по крупицам собираемую, но для того, чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее....

Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права. А чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды Божией, как учит нас апостол Павел.

Какова же была реакция на это выступление? Многие поблагодарили его за уместное, мудрые, во время сказанные слова. У кого-то они, напротив, вызвали раздражение.

p067m

Патриарх — это Пастырь, а некоторые люди ищут союзника. Пастырь — это человек, которому обращаются за советом и наставлением; а чтобы обратиться за наставлением, нужен определенный уровень мудрости — или, хотя бы, определенный уровень рефлексии, способности посмотреть на себя со стороны. Бывает, что человек — особенно в конфликтной ситуации — слишком на нервах, слишком издерган, слишком увлечен борьбой, чтобы принимать разумные, обдуманные решения. В бытовых и семейных конфликтах люди, не обязательно сами по себе дурные, могут говорить и делать, в пылу затяжной ссоры, страшные вещи, о которых потом будут сожалеть. В этой ситуации самый разумный поступок — обратиться к кому-то, кто вне этой эмоциональной бури, чтобы понять, как это выглядит со стороны, что об этом может сказать благожелательный и рассудительный человек, находящийся вне этого водоворота страстей.

Часто, увы, ссорящиеся пытаются не уладить конфликт, а привлечь на свою сторону дополнительные силы. «Ты за нас или за этих мерзавцев, наших врагов?» — ставят они вопрос. Ответ «я желаю блага и вам, и вашим противникам, чтобы вы избегли великого зла» — не принимается. За нас — значит хороший, не за нас — значит плохой. Слова Патриарха были восприняты именно в этой логике разрастающегося скандала. Одни пытались истолковать их в свою пользу, другие — выражать свое негодование на то, что Патриарх не торопится поддержать их, разумеется правое, дело.

Одним из проявлений большевизма в нашей общественной жизни остается неразличение нравственной правды и «правильной» политической позиции — и в этом отношении многие люди, настроенные, вроде бы, отчаянно демократически, буквально воспроизводят Ленина и Троцкого. Человек, не разделяющий чьих-то политических взглядов, воспринимается как нравственно дурной — в самом деле, любой честный человек должен быть за нас, за наше правое дело, против наших гнусных врагов. В таком помрачении слова Патриарха о разнице между правдой Божией и частными правдами пропускаются мимо ушей. И это очень печально. Потому что с частными правдами бывает (и много раз бывало), что люди, в митинговом воодушевлении поддерживавшие определенных политиков, потом убеждались, что они не лучше тех врагов, на борьбу с которыми они выступали.

И тут к некоторому образумлению может послужить недавний скандал с публикацией прослушек разговоров оппозиционного политика Бориса Немцова. Люди, которые организовали эту прослушку, поступили и безнравственно, и незаконно — но, в ходе борьбы двух не слишком моральных групп людей выявились некоторые важные вещи, которые стоит знать. Важно не то, что Немцов кроет своих соратников матом — это как раз неудивительно. Важно содержание самих разговоров. Соратники собирались непременно устроить несогласованный митинг и шествие, которые были бы разогнаны властями. Им хотелось массовой драки, задержаний, «репрессий кровавого режима». Они собирались использовать пришедших на митинг людей в качестве «пушечного мяса». Немцов — справедливость требует это отметить — отказывался вести людей под дубинки, и в итоге настоял на своем. Москва была очень близка к массовым — там были десятки тысяч человек — столкновениям, и вероятно, жертвам, причем жертвам, обдуманно и сознательно вызванным частью организаторов митинга. Мировые СМИ уже собирались показывать кровавый разгон мирной манифестации (утром десятого числа такие настроения чувствовались), но в итоге, благодаря отчасти рассудительности властей, отчасти тому, что Борис Немцов оказался все же не столь дурным человеком, как его соратники, митинг прошел мирно.

Циничный, манипуляторский подход лидеров, которые были готовы вызвать беспорядки и поставить жизнь людей под угрозу, был ясен и до этого — и только получил еще одно подтверждение. Это не значит, что людям следует отказаться выражения претензий, которые они считают обоснованными — это значит, что им следует подходить к делу несколько более охлажденно. И власти вовсе не законченные мерзавцы, и Навальный со товарищи вовсе не свет в окошке. А властям надо прислушаться к словам Патриарха:

И власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий, с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей.

20 декабря 2011 г.,
«Радонеж»