Сегодня:

9 января 2017 г.
(27 декабря 2016 г. ст.ст.)
понедельник.

Святой первомученик архидиакон Стефан.

Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34). Прп. Феодора Начертанного, исп (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686). Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919). Мц. Антонины (1937).


Евр., 319 зач., VIII, 7-13. Мк., 48 зач., X, 46-52. Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8-15; VII, 1-5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Понимание сути праздника Рождества Христова в церковных песнопениях праздничной службы

Священник Игорь Москвичев

Праздник Рождества Христова на протяжении многих веков был и остается самым ожидаемым и любимым в христианской среде. Его ждут как дети, для которых наступление Рождественской ночи является чем-то волшебным и таинственным, так и взрослые, потому что с наступлением этого светлого праздника оканчивается Рождественский пост, и в душу входит радостное настроение и ожидание предстоящих Святок. Однако немногие из нас, даже из тех, кто ходит в храм уже не первый год и, может быть, не одно десятилетие, понимают истинный смысл этого праздника, его значение для падшего человечества, его суть и необходимость в христианской библейской истории. Из года в год Церковь Христова, желая нам дать истинное и правильное понимание празднования Рождества Христова, прославляет данное событие в праздничных песнопениях, в которых и заключен глубочайший и неповторимый смысл праздника. К сожалению, не все из нас, посещая Рождественские богослужения, вслушиваются и вдумываются в смысл происходящего на богослужении. Однако попробуем все же разобраться в этом.

Первое, что слышит человек, вошедший в православный храм, в дни предпразднства Рождества Христова – тропарь «Готовися, Вифлееме…». Как правило, из этого тропаря человек может уловить несколько первых фраз, но потом разобрать что-либо уже не получается – все сливается в одно плавное мелодическое звучание… На самом деле, первые слова приведенного тропаря (который так и называется «тропарь предпраздства») и последующие содержат глубокий смысл.

Приведем полный текст указанного молитвословия:

Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ.

По-русски его можно прочитать следующим образом:

Готовься, Вифлеем, отверзи врата всем, Эдем. Красуйся, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором божественный сад. От него вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, чтобы прежде падший восставить образ.

Разберем данный текст.

«Готовися, Вифлееме» – призыв, обращенный ко граду Давидову, имеет важное значение. Из истории праздника мы помним, что после объявленной Августом переписи населения, все население древней Палестины начало своего рода миграцию к городам своих предков, родовых колен. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева, будучи потомками царя Давида отправились к свой родовой город – Вифлеем. А так как вскоре после этих событий случилось Рождество, то и Церковь Христова, как бы возвращаясь в те времена, призывает Вифлеем приготовиться к достойному принятию – встрече – Христа Спасителя.

«Отверзеся всем, Едеме» – под Эдемом понимается Рай, то место, где обитали первые люди – прародители Адам и Ева – и которое было утрачено ими вследствие грехопадения. Отверзение, т.е. открытие этого Эдема, Рая, стало возможным благодаря рождению в мир Богочеловека. C рождением Спасителя вновь открываются врата Рая для каждого человека.

«Красуйся, Евфрафо» – этот призыв сходен по значению с призывом, обращенным к Вифлеему. И это не случайно – с древних времен наименование Евфрафа применялось ко всей области вокруг Вифлеема. Таким образом, к достойной встрече Грядущего призываются не только город, но и его окрестности.

«Яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы» – символ «Древо Живота» является древним. Вкушая от его плодов в Раю можно было обрести бессмертие. Родившийся Спаситель сравнивается с эти древом потому, что если вкушать его (Тело и Кровь в таинстве Евхаристии), то также обретем бессмертие. Здесь проводится именно такая аналогия. Славянское слово «процвете» означает «выросло».

«Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем». В этих словах содержится пространное, наполненное эпитетами, изложение мысли, о которой речь шла выше. Под Божественным Садом понимается Сам Христос. Наименование «Божественный» – потому, что Он не человеком «посажен», но это «Небесное Саждение». Чрево Пресвятой Богородицы названо Раем потому, подобно земле, из которой вырастает дерево, так из чрева – плоть. Из райской земли – Древо Жизни, – из чрева Богородицы – человеческая Плоть Богочеловека Христа. Вкушая этого Божественного сада, мы получаем вечную, бессмертную жизнь и не умираем, подобно согрешившему Адаму.

«Христос раждается прежде падший восставити образ» – в этих словах заключен главный смысл воплощения Христова. Святоотеческое мнение по этому вопросу следующее – если мы примем путь Адама за прямую дорогу, по которой ему должно было пройти, то грех, который он допустил, поверив дьяволу, является отступлением от этого пути, «сворачиванием» с прямой дороги. Все последующее человечество продолжало свой путь уже по «кривой» дорожке. Христос, воплотившись и совершив Искупительный подвиг, вернул человечество на ту дорогу, на то место, где свернул в свое время Адам. Именно поэтому в одном из рождественских церковных песнопений Христос именуется Вторым Адамом.

Так, в одном небольшом произведении – тропаре предпразднства – заключен столь глубокий и таинственный смысл. Чем больше мы будем задумываться над тем, что мы слышим в храме или читаем во время домашних молитв, тем больше и яснее для нас будет открываться подлинная сущность празднуемого события.

В другом тропаре, который тоже исполняется в каждом храме в период предпразднства Рождества Христова, но уже в последний его день, а именно в Сочельник (или Навечерие).

Приведем его полный текст:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Русский перевод:

Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов).

В данном песнопении с еще большей эмоциональностью и величием прославляется грядущее Боговоплощение и его главные действующие лица – Пресвятая Дева и Спаситель.

Здесь мы можем видеть уже более конкретные черты предстоящего события – начавшуюся перепись, вступление Святого Семейства в Вифлеем, отсутствие мест в городских гостиницах, пещера, «якоже красная палата», в которой вынуждены были остановиться Иосиф и непраздная Мария… Иными словами, по мере приближения радостного церковного торжества, мы отчетливее и четче видим картину праздника и его историю, и, самое главное, – смысл и значение его для каждого из нас. Церковь Христова, приближая нас к самому сокровенному, стремится постепенно погрузить нас в предстоящую радость, постепенно сбрасывая наброшенное покрывало.

Несколько слов необходимо сказать и о самом богослужении Сочельника. Если внимательно все слушать и пытаться понять, пережить, то можно погрузиться в историю и оказаться «свидетелями» тех давних событий. Песнопения и чтения построены в форме диалога праведного Иосифа и Пресвятой Девы. Данная особенность придает богослужению умилительный и трогательный характер.

Например:

Мария! Что это за дело, которое я вижу в Тебе? Недоумеваю, удивляюсь и ужасаюсь. Скорее отойди от меня тайно. Ты принесла мне за честь – срамоту, вместо веселия и похвалы – скорбь и укоризны. Больше не могу терпеть человеческих поношений. Я принял Тебя от Господних иереев непорочной. И что вижу?

и ответ:

Что ты смущаешься и дряхлуешь, видя Меня непраздной? Ты не ведаешь страшного таинства, которое во Мне. Отложи всякий страх, познавая преславное. Ныне в Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, хотя спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он благоволил, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю.

(тропари на Царских Часах)

Творения песнописцев (их имена неизвестны), оставившие столь дивные произведения, в поэтических художественных образах говорят об историческом событии Рождества Христова, проникновенно вводя в его дух, и в понимание христианского догмата о Воплощении Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.

В самом же тропаре праздника все «прикровенные» образы, сравнения и эпитеты периода предпразднства предстают в полном обличии и содержат прямое изложение сути празднуемого события:

Текст тропаря:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

Перевод его следующий:

Рождение Твое, Христе Боже наш, дало миру свет разума, Служащие звездам (волхвы) от звезды научились поклоняться Тебе, Солнцу Истины, и Тебя познать с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Подлинная глубина и одновременно с этим величие праздника заложены именно здесь, в тропаре (и богослужении), посвященном празднуемому событию.

Указывая на них, схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал:

Совершилось Боговоплощение, открылась тайна Богочеловечества. Люди мало задумываются над этой тайной, мало проникают в глубокое, неизмеримое значение ее для жизни христианского мира. Мы настолько привыкли к этим словам, что не придаем большого значения этому всеспасительному событию Но стоит только на один миг представить себе прекращение действия закона всемирного тяготения, и мы ясно увидим перед собой ожидаемую вследствие этого мировую катастрофу. То же самое можно сказать и о тайне боговоплощения. Без нее нет смысла жизни на земле. Время пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров – древнего и нового.

Поэтому и нам, приходя в храм на богослужение, прежде всего необходимо не забывать о главном, «едином на потребу» (Лк. 10:41).

По своему значению праздник Рождества Христова является одним из самых значимых – с одной стороны эту значимость ему придает его смысл – пришествие в мир Христа Спасителя («и Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14)), а с другой – его богослужебная структура. Сопоставив два великих праздника христианского мира Рождество Христово и Пасху, мы найдем у них много общего: посты, почти одинаковой протяженности; последовательная смысловая структура (без воплощения не случилось бы избавления и спасения); схожая структура попразднства (Светлая седмица и Святки) и др. В богослужебной литературе можно встретить утверждение, что праздник Рождества Христова является второй Пасхой.

Таким образом, праздник Рождества Христова является не только рубежом окончания поста и начала Святок – периода разговения и походов по домам с колядками. Рассматривая церковные тексты, песнопения дней, предшествующих Рождеству Христову, и тропаря самого праздника, мы пришли к выводу, что правильное и подлинное понимание данного события Священной истории имеет отношение к жизни каждого конкретного человека. Христос приходит для того, что восставить, воскресить падшего человека, приходит и принимает образ раба ради каждого из нас, ради того, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Поэтому, празднуя в очередной раз, светлый и радостный праздник Рождества Христова, постараемся подойти к нему с большим осознанием и ответственностью, будем помнить о его первостепенном значении и прославлять Родившегося Мессию и просить о прощении грехов и введении нас под своды райского чертога.

vn001

См. также: