Слово на Послание св. ап. Павла к ефесянам, гл. 6, стихи 10—17
Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во все оружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:10-12). Здесь говорится о брани не против тех властей, которые управляют государством, а против бесов. Всякая тьма в жизни человеческой — дело их рук, дело князя, господствующего в воздухе (Еф. 2:2), а это сам сатана, властвующий над множеством сердец. И именно против него велит нам святой апостол Павел укрепиться Господом и могуществом силы Его. Сами мы не в состоянии бороться с князем века сего и сможем устоять против его козней только тогда, когда, не надеясь на свои силы, облечемся во всеоружие Божие. Он строит свои козни, стремится отвлечь нас от веры в Бога, посылая бесов, чтобы они направляли людей на путь служения страстям, на путь нечестия и даже богохульства — к погибели. Невидимый духовный враг — самый сильный и беспощадный, он тем страшнее, чем менее думаем о нем, ибо незамеченный враг наиболее опасен. И напротив, он теряет силы, если мы строго и неутомимо следим за его кознями.
Но как много людей, которые всю жизнь проводят в преступлениях, разбоях, грабежах и кражах, в блуде и прелюбодеяниях и никогда не помышляют о «князе, господствующем в воздухе», и не верят в его существование! Ибо кто не верит в Бога, конечно, не верит и в диавола. Такие люди нисколько не остерегаются бесовских нападений, а сатане только и надо этого, ведь человек беспечный, ничего не желающий знать о нем становится весьма легкой его добычей. И всякая бедная женщина, лживая и похотливая до мозга костей, и всякий жалкий мужчина, часто пьяный, без труда достанутся поднебесным духам злобы. Им ничего не стоит окончательно погубить подобных людей. О них сатане можно уже не заботиться: они сами предали себя смерти, настолько увязнув в грехах, что их не надо соблазнять, подталкивать ко греху.
А что сказать о верующих, не сомневающихся в существовании диавола — князя мира века сего (Ин. 14:30) и его слуг? Бесы искушают их повседневно, толкают на блуд и на сребролюбие, на тщеславие и на служение похотям. И если не будут бдительны, если не будут помнить, что враг всегда готов погубить, то горе им.
Есть еще и могучие воины Христовы — подвижники благочестия, святые отшельники, умерщвляющие плоть свою, проводящие жизнь в постоянной молитве и помыслах о Боге. Они всего страшнее для диавола и ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, погрязших в суете мира, кто лишь изредка вспоминает о Боге, никогда не постится и чуждается храмов Божиих.
На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, мы не знакомы с ними, нам они никогда не являются, — им нетрудно толкнуть нас на путь порока. Совсем не то со святыми, которые всю свою жизнь посвятили Богу. Ни бесы, ни сам диавол не могут остаться не замеченными ими, ибо великие подвижники, неустанно следя за своим сердцем, за всем, что всевают туда духи злобы, умеют очень тонко различать их хитрости.
Лукавый обычно старается побороть их страстями высшего порядка, иногда губит их гордостью духовной: тщеславием, самопревозношением и честолюбием. Но если святые не поддаются и на эти соблазны, очень тонкие и опасные, враг приходит в ярость и, как неприятель, идущий на город, поняв, что замечен и напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве вперед.
В житиях святых часто повествуется о том, как бесы, не сумев укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде, и открыто, бесстыдно нападали на них. Слуги диавола принимали вид диких зверей, готовых поглотить отшельника, гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводящих ужас. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а подсылают своих слуг из числа людей. Так было с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого по наущению диавола напали разбойники, избили и изувечили, переломав ребра и проломив череп.
Вот о какой брани против духов злобы поднебесных говорит апостол Павел. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять (Еф. 6:13). Как воин, идущий на сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. Станьте смело против окаянных бесов, препоясав чресла ваши, вместо воинского пояса, истиною Христовой и обув ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 6:14-15). Только тот, кто полон праведности, у кого много добрых дел и духовных подвигов, одет в эту броню, столь страшную для бесов.
И теперь, когда на земле повсюду попирается мир, когда готовится третья, небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо тем более «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (см. Рим. 10:15), нужно восстать всеми силами души против агрессии, интервенций, которые так страшно терзают вовлеченные в борьбу народы.
И паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6:16). Эти стрелы непрестанно и ранят, и губят множество человеческих сердец. А нам дан щит — крест Христов. С ним получаем мы власть противостоять и диаволу и бесам.
И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие (Еф. 6:17). Наденьте духовный шлем, защищающий не от пуль, не от осколков, а шлем надежды на спасение, надежды на то, что Господь с нами и дал нам силу и власть побороть диавола. А что это за меч Слова Божия? Какова его сила? Апостол Павел говорит: Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). Этим страшным для врага мечом мы можем творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно и глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный его силой.
Такое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Неужели же не используем его и будем беспечны?! Приобрести его можно только одним способом — верой и молитвой к Богу, неустанным упражнением в добродетелях, стремлением всегда, изо дня в день творить и соблюдать все Его заповеди. Тогда, и только тогда будем не одни — вместе с нами против духов злобы поднебесных будет сражаться Сам Господь. Ибо для того Иисус Христос и взошел на Крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам всеоружие Божие. Аминь.
21 января 1951 года
|