Слово в начале Успенского поста
на Послание св. ап. Павла к евреям, гл. 12, стихи 1—7
Святой апостол Павел взывает к нам: Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12:1). Мы несем разные бремена. Есть общее всем добрым людям тяжкое бремя, давящее их, — со стороны окружающего мира, далекого от Христа. Как тяготит нас нечестие, воровство, хищение государственного имущества, которое должно принадлежать всем, но попадает в руки хищников! Как неприятно видеть доныне существующее взяточничество, как давят нас убийства, кровопролитие! И мы, подобно праведнику Лоту, утомлены общением с людьми развратными.
Но есть у каждого из нас и тяготы от ближних — для нас невыносимы ругательства, ссоры, даже драки, которые происходят рядом с нами. Нас гнетет то, что близкие, любимые нами, которые должны были бы и нас любить, относятся к нам совсем не по-христиански, портят нашу жизнь, подвергают нас нравственным мучениям.
Есть и еще одно бремя — от укоров совести; оно отягощает наше сердце, когда сознаем содеянные нами грехи и изнываем под их грузом. Значит, все мы несем тройное бремя: и совместное, и зависящее от наших ближних, и свое личное.
Грех заставляет нас спотыкаться, падать. Его нужно свергнуть и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12:1), ибо знаем, что поприще всякого христианина трудно; знаем также слова Христовы: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я победил мир (Ин. 16:33). Идя путем скорби, мы укрепляемся, взирая на Иисуса Христа, Который достоин был всякой радости, всякой чести, всякого прославления, а вместо этого претерпел тягчайшее унижение, и посрамление, и Крест (см. Евр. 12:2). Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12:3).
Господь помогает нам идти тяжелым путем страданий, как добрые родители своим малым детям. Если видите вы, что дети ваши развращены, то разве оставите их без наказания? А разве мы все не дети перед Богом нашим? Разве Господь, любящий нас, всем желающий спасения, может оставлять безнаказанными наши прегрешения перед Ним? Нет, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец, (Евр. 12:6-7)?
Тяжело детям, ведь они несут на себе двойное бремя скорби: от тяжести наказания отеческого и от стыда, от сознания своей вины перед родителями. Достойно его переносят только дети добрые, а иные от наказания не исправляются, только еще больше ожесточаются: они ропщут на родителей, восстают против них, выходят из повиновения.
А как же мы переносим Отеческую заботу о нашем исправлении? Конечно, с трудом. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, и мы, как злые дети, чрезвычайно часто озлобляемся на Божии вразумления. Мы нередко доходим до тяжелого отчаяния, осуждая Его: «За что, за что, Господи, Ты караешь Меня?» Мы не чувствуем своей вины и не видим черноту своего сердца, за что и получаем от Него по заслугам.
Ропот на Бога есть тяжкий грех, за который неотвратимо суровое наказание. Вспомните, как израильский народ, очень долго путешествовавший по пустыне и тосковавший по египетским мясу и овощам, восстал против Моисея и Аарона и возроптал на них и на Бога. Господь посылал им Божественную небесную пищу — манну, а они капризничали: «Опротивела нам эта негодная еда» (см. Исх. 16:4-11). Восстал весь народ, а это хуже, чем ропот одного человека, это огромное преступление перед Богом. И Господь покарал израильтян, послав на них змей, от укусов которых умерли многие. И только когда по повелению Господа Моисей воздвиг изображение медного змея наподобие креста и призвал народ взирать на этого змея с верой и мольбой к Богу, только тогда прекратилось это тяжкое бедствие (см. Числ. 21:6-9). Медный змей был прообразом распятого на Кресте Иисуса Христа.
Когда мы ропщем на Бога, то дьявол, по попущению Господа, умножает скорби, чтобы мы все больше и больше возмущались. А от тех, кто благодарит Бога за вразумление, враг отходит, как побитый пес. Всегда благодарите Бога за наказания Его!
Был в древние времена великий учитель смирения Иов, указавший всему миру, как нужно относиться к потере семьи, имущества, работы, общественного положения, уважения — ко всем бедствиям, которые попускает нам Господь. Он лишился всего: огромного богатства, детей. В конце концов сатана получил разрешение от Бога поразить его проказой. И что же? Разве ожесточился праведный Иов? Разве возроптал на Бога? Сев на кучу пепла, он скоблил черепком свои язвы и говорил: Господь дал, Господь и взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно (Иов 1:21). Какой нам урок!
Есть и другие наказания Божии, налагаемые на нас за превозношение, гордость, тщеславие или пренебрежительное отношение к людям, честолюбие. Господь, желая избавить нас от этих гибельных страстей, смиряет нас поношением от людей. Он заставляет нас в стыде сознать свое недостоинство, свою несправедливость к тем, кого мы обижаем, и вспомнить слова псалма Давидова: Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои (Пс. 118:71). Это величайшее благо, за которое всегда воздавайте хвалу Господу! Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай (Иов 5:17).
Трудно переносить Божие наказание, труден и долог путь страданий, и опускаются руки наши, и ослабевают колени. Прислушаемся к призыву святого пророка Исаии: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие (Ис. 35:3) — и укрепим себя постоянной молитвой и покаянием, и приведет нас крестный путь в царство небесное. Да сподобит нас этого Господь наш Иисус Христос, Спаситель и Избавитель от смерти. Аминь.
29 июля 1945 года
|