Иерей Сергий Карамышев
Сегодня мы совершаем память прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. Этот великий наставник монахов и собеседник ангелов жил в VI веке. На 16-м году жизни он оставил родительский дом, чтобы посвятить себя Богу в подвиге иночества на далекой окраине тогдашнего культурного мiра. Нужно заметить, что в то время почти безжизненные пустыни, горы, непроходимые дебри были населены тысячами и десятками тысяч монахов, уроженцами как крупных городов, так и безвестных селений, всех их объединяла любовь к Богу. Откуда Иоанн был родом, никто из его сподвижников не знал – он не хотел кичиться своим происхождением. 19 лет он находился в послушании у опытного старца Мартирия, а после кончины своего наставника 40 лет нес подвиг самостоятельно, пока, по единодушному избранию всей братии, не был поставлен в игумены как достойнейший. Настоятель соседнего, Раифского, монастыря, также Иоанн, обратился к Синайскому игумену с просьбой написать подробные наставления для иноческого жития, начертать перед глазами подвизающихся как бы лестницу, возводящую от земли на небо. Синайский игумен исполнил эту просьбу, так появилась «Лествица» – книга соответствующий наставлений поистине богоносного мужа, полезная для вседневного назидания не только монашествующих, но и мiрян.
В этой книге идет речь о гнездящихся в нас страстях и способах их искоренения. Это врачебное пособие для исцеления души, это путеводная звезда, ведущая ее ко спасению. Мы не жалеем ни времени, ни средств, когда нуждается в исцелении наше тело: обращаемся к врачам, покупаем книги и журналы, чтобы самим вникнуть в суть болезни, пользуемся физкультурой, массажем, диетой, разными лекарствами, чтобы доставить телу здоровье. Я за это не укоряю, но призываю задуматься над словами Спасителя: «душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25). Для верующего человека ответ здесь очевиден. Поэтому нужно каждодневно наблюдать за здравием своей души, обращаться с молитвою к Богу Вседержителю, Богоматери, ангелам и святым; обращаться к духовному врачу, т. е. пастырю Церкви, читать книги, которые помогают исцелить наши душевные язвы, выполнять соответствующие духовные упражнения, к каковым относятся пост, милостыня и прочее. Все эти упражнения сами по себе ценности не имеют, но приобретают ее постольку, поскольку душа от них становится лучше. Русские люди прошедших веков, которых часть наших современников по своей гордости почитает людьми недалекими, были куда более чуткими к своей душе, чем мы, хвалящиеся всевозможными достижениями прогресса, этими подпорками нашей немощи – точно калека своими костылями. Показателем здесь служит то, что «Лествица» прп. Иоанна была в числе самых читаемых книг даже в среде мiрских людей.
Чтобы ни разу не открывавшие эту книгу имели хотя некоторое представление о стиле, смысловой емкости ее слов, высоком духе, которым она дышит, приведем из первой главы небольшой отрывок с ключевыми понятиями великой науки спасения души; с краткими, но исполненными энергии, их определениями.
Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной (Бога), и о Творце своем присносущем помышляющее, как о несуществующем.
Законопреступник есть тот, кто закон Божий содержит по своему злоумию и думает веру в Бога совместить с ересию противною.
Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.
Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро.
Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободных от всего такого.
Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный.
«Лествица» состоит из 30-ти глав, соответствующих 30-ти ступеням духовного восхождения человека. Мы остановимся на первых трех ступенях, потому что все остальные находятся для нас на недосягаемой высоте. Здесь говорится об отречении от мiра, о безпристрастии к мiрским вещам и о странничестве, причем, под последним разумеется не беготня с места на место, но нечто куда более трудное и возвышенное – всегда ощущать себя странником и пришельцем на земле.
Кто-нибудь скажет: мы люди мiрские, какое может быть у нас отречение от мiра? Однако вникнем в слова Св. Писания: «Не любите мiра и того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15); «Дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4); «Мудрость мiра сего есть безумие пред Богом» (Рим. 3:19). Господь в Своей первосвященнической молитве об учениках обращается к Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их от мiра, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Не ясно ли, что речь идет не о физическом бегстве из мiра, но об удалении от господствующего в нем греха. Было время, когда самый мiр отчасти воцерковился под державою православных царей, когда законы государства пронизывал закон Божий, когда детей в школах учили не только грамматике и арифметике, но и благочестию. Сейчас это в прошлом, нынешние робкие попытки ввести в школах Основы православной культуры (даже не веры!) встречают ожесточенное сопротивление богоборцев. Обезверившийся мiр противостоит Богу, как никогда ранее. От его идей, нравов мы и призваны удаляться. Греховный мiр точно вселенский спрут обвивает своими щупальцами душу каждого человека, пронизывает собою все, но большинство людей не чувствует этого тяжкого плена. Как безнадежно больного равнодушные родственники стараются развлечь веселыми песнями, сказками, шутовскими проделками, вместо того, чтобы помочь его душе примириться с Богом, так современный мiр под восторженный визг и кривлянья медленно, но неумолимо скатывается в бездну небытия.
В чем проявляется враждебность мiра к нашей душе? В системе его ценностей. Даже древние язычники почитали выше всего родину, отечественные алтари, своих родителей. А сейчас выше всего деньги, успех, комфорт. Все это представляется заманчивым, но человек оказывается рабом вещей. Унизительно быть рабом человека, а рабом вещей быть еще унизительнее. Люди в большинстве забыли или не верят, что подлинное место их жительства – небо, а земля – место подвига, который открыл бы путь на небо; забыли или не верят, что блага земли в сравнении с небесными – ничтожная пыль и забытый сон. Но мы, чающие достигнуть небесного Царства, не должны забывать этого и призваны исторгать из своих душ, как из дома Божия, указанных отвратительных истуканов, которыми люди заменили для себя истинные сокровища человеческого духа. Современный мiр крайне развратен. О его разврате кричит все: всевозможные шоу, реклама, мода: кругом обнаженные тела на любой вкус – точно товар в мясной лавке. А Спаситель сказал: «Если кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Так что делайте выводы о необходимости удаления от образов, вызывающих грех.
Современный мiр обслуживает целая армия льстецов: философов, писателей, психологов, социологов, задача которых – убеждать безнадежно больного в том, что он совершенно здоров. Кто-то бы задумался над своей жизнью, над своей гибнущей душой, но ему не даст этого сделать целый хор голосов, повторяющий точно заклинание: все отлично!
Итак, нам есть, чему противоборствовать в этом мiре, есть, от чего удаляться. И делать это нужно не от случая к случаю, а постоянно, иначе никакой пользы не будет – так же, как не будет пользы пытающемуся вылечить тяжкую телесную болезнь одной-двумя таблетками. Что же делать – спросите. Наблюдайте за собой, за своей душой. Вы ведь умеете наблюдать за своими животными, за растениями. Вы их своевременно кормите, удаляете сорняки, подвязываете, обрезаете и т. д. Так же поступайте и со своей душой. Удалите от нее все злое, соблазнительное, окружите ее благим и спасительным. Зачем вы питаете ее ядом, ползущим из телевизора, когда можете питать ее словом Божиим и молитвой?! Стыдитесь смотреть на разврат, на глупые, недостойные человека, развлечения. Не заполняйте свои души телесериалами. Они дают вам иллюзию жизни, и вы забываете о жизни действительной. Переживаете придуманные истории о придуманных героях, а вот ваши близкие, нуждающиеся в сопереживании, помощи – в небрежении. Чем тупо убивать драгоценное время подле четырехугольного истукана, лучше свяжите, к примеру, пару носков и дайте неимущему – вот вам и удаление от греховного мiра, и посильная милостыня. Чем смотреть каждый день новости о бедствиях во вселенной, пойдите в храм да помолитесь вместе со всеми о мире всего мiра, о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и всем прочем, потребном нам для тихого и безмятежного жития. Так и пророк поучает: «Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли» (Притч. 17:24).
Чем бранить власти за их бездеятельность и равнодушие к нуждам народа, потому что никто от брани и проклятий не становится лучше, сами не будьте равнодушными, живите как хозяева на своей земле, а не как постояльцы, делайте ее красивей и других учите этому. Можно собраться компанией и начать безконечные пересуды и сплетни, а можно той же компанией собраться и навестить болящего, утешить унывающего. Можно весь выходной пропьянствовать, а можно в начале дня прийти на божественную литургию, а потом насладиться доброй беседой со своими домашними и друзьями. Можно малолетнего сына или внука усадить смотреть заморские крикливые мультфильмы – чтобы не мешал, а можно открыть Закон Божий и почитать вместе с ним. Можно в раздражении беззвучно выругаться, а можно произнести в уме молитву. И не перечислить способов удаления от греховного мiра и приближения к Богу. Нужно только не лениться и не унывать, помня слова Спасителя: «В мiре скорбны будете, но дерзайте: Я победил мiр» (Ин. 16:33). Так что упражняйтесь в доброделании, не губите драгоценного времени, отпущенного нам Богом на спасение. Читайте Св. Писание, «Лествицу» и другие душеполезные книги. Пусть нашими друзьями и наставниками станут святые, а не лжецы и льстецы. Тогда путь земного странствования сделается для нас не наклонной плоскостью, не широкими вратами, ведущими в пагубу, но тесными вратами и лествицею, возводящей от земли на небо. Аминь.
|