В пятницу 2-й седмицы Великого поста
за Литургией Преждеосвященных Даров
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим:
всякое неправедное списание от себе ближняго отымем,
не полагающее претыкания сему в соблазн.
(Великопостная стихира)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Во дни Великого поста Святая Церковь призывает всех верных учению и слову Христову украсить жизнь свою делами Божиими, сотворенными ради Господа, ради ближних своих и неизреченной Божественной любви. Великое счастье знать и понимать, что все, что происходит в нашей жизни, подчиняется воле Отца Небесного, Который определяет целесообразность всех событий. Мы можем недоумевать, можем даже сетовать и не соглашаться с тем, что переживаем, но Бог устраивает все так, как полезнее будет для возлюбленных чад Его. И потому одних Господь удерживает от совершения тяжких грехов болезнями, других испытывает жизненными невзгодами и трудностями, третьим посылает величайшие земные блага, дабы они сумели правильно ими воспользоваться.
Сегодня мы с вами слышали в церковном песнопении такие проникновенные слова: «Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим»… О каких делах говорится здесь? О тех, которые угодны Богу – дела любви, милосердия, сострадания и добра. Именно совершение таких дел во свете укрепляет христианскую веру, является живительным источником благообразного прохождения нами земного пути в неустанном стремлении к наследованию Царства Небесного. Ведь что есть вся наша суетная, нелегкая, полная искушений и греховных соблазнов жизнь?! Только лишь преддверие вечности. Но от того, как мы сумеем прожить этот временный, отпущенный нам Богом срок, зависит будущее – вечное блаженство или вечное мучение. Однако, братья и сестры, в каждодневных проблемах и заботах мы очень мало об этом задумываемся, нас так сильно затягивают земные страсти, наслаждения плоти. Вот уже в жизни сей мы ищем легкого и сладкого, и не желаем знать тяжелого и горького. А когда все-таки испытания обрушиваются на нас, то, как правило, не со смирением душевным мы принимаем их, а с ропотом и даже с упреком на Бога. И это происходит исключительно от нашего с вами маловерия, от нежелания полностью подчиниться воле Господа. Но посмотрите на святых отцов Церкви, на многочисленных угодников Божиих! Разве так встречали они различные трудности бытия?!
«Единственная польза от здешней жизни в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого», – писал Святитель Григорий Богослов. Такое ощущение человеческого существования основано на понимании временности земной жизни и стремлении к блаженной вечности на небесах. Мы слишком прилепляемся ко всему тому, что нам нравится в нашем бытии, – к славе, богатству, красивым вещам, общественному положению и так далее. Но ведь все это не имеет ценности в Царстве Божием! Ничего этого мы с собой не возьмем… Да в жизни вечной это и не нужно, потому что по сути своей все перечисленное есть мнимое тленное богатство, которому нет места в пресветлых небесных обителях.
Но если время земного нашего существования будет потрачено не на временное и пустое, а на приобретение духовных плодов, на сотворение уже в этой жизни дел покаяния, милости, любви и добра, то такое сокровище останется с нами навечно. Награда же от Бога будет гораздо выше самого произведенного духовного труда. И потому преподобный Ефрем Сирин очень мудро предостерегает нас: «Не возлюби века сего, потому что уловляет он любящих его и на час услаждает, чтобы в иной век отпустить обнаженным». Разве хотим мы остаться с опустошенной душой и холодным, закрытым для Бога сердцем?!
Недаром Святая Церковь взывает к нашему разуму, чувствам и помышлениям: «…всякое неправедное списание от себе ближняго отымем, не полагающее претыкания сему в соблазн». Так легко поддаться на искушение и впасть в соблазн! Особенно это просто, когда слышим в свой адрес славословия и лесть, которые так тешат человеческое тщеславие. Вот почему всегда надо опасаться восхваляющих наши достоинства и прислушиваться к ругающим и хулящим нас. Да, это непросто. Обычно мы не воспринимаем таких людей и считаем их своими врагами. Но, может быть, стоит однажды задуматься, почему, по какой причине они для нас таковыми стали, нет ли в сложившихся недобрых отношениях нашей собственной вины? И тогда уже не недругами они являются, а врачами, вскрывающими гнойники наших грехов, тем самым очищая нас, помогая нам стать искреннее и праведнее. Разве можно держать на сердце зло на того, кто излечивает тебя от тяжкого недуга?
Всегда, и особенно во дни Великого поста, будем помнить об этом. Да станут девизом земной жизни нашей мудрые слова преподобного Ефрема Сирина:
Мы ходим среди сетей и соблазнов, возлюбленные, и должны молиться, чтобы не впасть в них. Сети смертные исполнены сладости. Да не обольстит нас своею приятностью сладость сетей смертных: попечение о земных вещах, об имении, о лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сетью смертной, не расслабевай и не истаивай, занимаясь лукавыми помыслами».
Мы с вами сегодня стали участниками благословенной Литургии Преждеосвященных Даров. Для спасения чад Своих Церковь Христова установила это особое по смыслу и значению Богослужение. Нам дано величайшее благо даже в будние дни Великого поста соединяться со Христом, войти в теснейшее общение с Господом. Но только чистым сердцам, очищенным покаянием, предоставлено это высочайшее право. Бог никого не устраняет от Святой Чаши, но мы сами должны стремиться стать достойными сего неизреченного таинства. Вот почему далее во вдохновенной стихире мы слышим:
Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сладострастие плоти есть не что иное, как мирская приманка, производящая в нас забвение о Подателе высших благ и истинных наслаждений. Сладострастие плоти и попечение о делах земных неизбежно приводят к самому опасному, что может только быть с человеком – к погибели души. Да не устрашимся смерти физической, которая не есть прекращение жизни христианской, но убоимся смерти духовной, коей мы потешаем врага рода человеческого и огорчаем Самого Господа, по собственной воле отступая от Божественной любви и милости. Святитель Григорий Богослов взывал:
Душа, взирай горе, а земное все забудь, чтобы тело не покорило тебя греху!.
Именно внимание к духовному совершенствованию преумножает дарования души. О каких дарах идет речь? О сокровищах мыслей и чувств, возвеличивающих христианскую душу. О вере, любви, надежде, милосердии, щедрости, святости, доброте, сострадании, сочувствии, праведности, жизни по заповедям Божиим. Земное богатство может для человека стать как источником зла, так и источником добра. Честь или бесчестие человека зависит от того, как мы сумеем распорядиться всем тем, что посылает нам Господь. Апостол Павел писал: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2Кор. 9:8). Вот где главное: тот богат, кто и с нищетою дружно живет, кто не поскупится дать требующим хлеб и всегда будет готов приступить к Христу в покаянии!
И сегодня, как и всегда, во все дни жизни нашей, мы взываем к Господу: Боже наш, помилуй нас! Помилуй нас, грешных и непотребных, творящих беззакония, предающих Твою любовь! Помилуй кающихся и страждущих, ищущих в этом суетном, полном соблазнов и искушений мире, спасения, жаждущих веры, добра, истины! Помилуй нас, сомневающихся, маловерных, недостойных! Боже наш, помилуй нас!
Очистим сердца и души искренним покаянием, ведь не только учеников Своих, но и всех нас призывал Господь наш Иисус Христос, говоря: Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).
В исповедовании грехов своих, в самоукорении лежит начало нашего спасения. Вспомним в связи с этим слова Святителя Иоанна Златоуста: «Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них».
По величайшей Своей милости Отец Небесный дает нам этот шанс – покаяться, попросить прощения за все совершенные злодеяния. Покаяние – дар Божий. Если бы не было покаяния, род человеческий совсем бы погиб. Но когда, плача и сокрушаясь о своих грехах, мы взываем к милосердию Господа, нет больших радости и ликования в пречистых небесных обителях, потому что покаяние грешников – праздник для Самого Бога, Который ждет и призывает к Себе каждую человеческую душу. Потому, как утверждает Святитель Иоанн Златоуст:
Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения… Прибегай к Богу с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь!.. Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывный ветер вожделений не заставил нас претерпеть крушение.
Аминь.
Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.
См. также:
|