Сегодня:

13 августа 2022 г.
( 31 июля ст.ст.)
суббота.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.

Седмица 9-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Мц. Иулитты (304-305). Свт. Германа, епископа Осерского (448). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822) (Конст.). Сщмч. Вениамина , митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Мч. Максима (1928). Сщмч. Владимира пресвитера (1937). Cщмч. Иоанна пресвитера, св. Константина исп., пресвитера, мц. Анны и св. Елисаветы исп (после 1937).


Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Ряд.: Рим., 113 зач., XIV, 6-9. Мф., 64 зач., XV, 32-39.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово на празднование Казанской иконе Божией Матери

Протоиерей Александр Шаргунов


Образ Казанской Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.


Сегодня — большой праздник Русской Православной Церкви. Образ Казанской Божией Матери можно встретить в каждом православном доме и, разумеется, в каждом храме. Этой иконой давалось благословение при рождении ребенка, при крестинах его и, в особенности, на брак. Ей благословляют человека в последний путь. Этот образ удивительно связан с историческими судьбами нашего Отечества. Вспомним еще раз, как была обретена икона, и постараемся понять, что мы должны делать, чтобы и ныне сподобиться милости от Господа, от Его Пречистой Матери.

Это произошло в 16 веке, когда была освобождена Казань. Из плена были вызволены десятки тысяч русских людей. Река Волга — русская река — свободно потекла по нашей земле, все соединяя. Началось просвещение людей, во тьме и сени смертной сидящих. Явились первые мученики — Петр и Стефан. И вот внезапно все опрокидывается. Победа оказывается поражением. Неожиданный пожар, непонятно с чего начавшийся, опустошает почти весь город. Летопись говорит, что треть города была истреблена, и половина кремля сгорела. В чем причина пожара — стихийное это бедствие или умышленный поджог? Последователи Магомета не скрывают злой радости: «Посмотрите на этих христиан, которые все время хвалятся — с нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся». Вера Христова, пишет летопись, сделалась притчей и поруганием. Но Церковь наша в самых скорбных обстоятельствах всегда призывает нас к одному: не спешите с выводами, не пугайтесь. Есть Бог, который все твердо содержит в Своей деснице, ничто никогда не уходит из под Его контроля. Что бы ни происходило, Бог всегда присутствует в нашей жизни. Мы должны только трудиться так, как нам заповедано, исполняя свой каждодневный скромный долг.

И вот постепенно город восстает из руин. Рядом с тем местом, где начался пожар, строит дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне трижды является Божия Матерь и повелевает взять Ее образ, зарытый в землю еще при господстве мусульман тайными исповедниками христианства. Как это произошло, при каких скорбных обстоятельствах должны были христиане скрыть в земле великую святыню, чтобы не предать ее поруганию нечестивых? Об этом мы никогда не узнаем, но нас не может не поражать глубина их доверия Богу. Так в Византийской империи во времена иконоборчества некая благочестивая вдова с молитвой пришла к берегу моря, и, как в руки Божии, предала икону Божией Матери водам. Она не была посрамлена в своей вере, эта икона стала одной из главных святынь Православной Церкви. Силой Божией была она принесена к берегам Афона, получив именование Иверской, а потом и у нас была явлена неоднократно своими чудотворениями.

То, что делается ради Бога, никогда не бывает напрасным. Мы можем не увидеть плодов, но другие войдут в наш труд, и вся Церковь будет облагодатствована верностью Богу, которую являют скромные, никому неизвестные рабы Божии.

Обратим внимание сегодня и на то, через чьи руки передается для Церкви икона Казанской Божией Матери. Через руки ребенка — через чистые руки — передается Божией Матерью эта икона с тем, чтобы мы, во-первых, сами научились детской вере — непорочной, простой, и чтобы задумались, чисты ли наши дети, способны ли они принять дар, который хочет нам передать Господь. Когда первый раз икона Божией Матери явилась Матроне, на слова девочки не обратили никакого внимания, и второй раз ее тоже не слушали. У нас должно быть благоговейное и трезвенное отношение к святыне, и мы должны всегда проявлять сугубую чуткость к нашим детям.

Эта икона была передана в руки достойнейших священнослужителей. Первый молебен после крестного хода был в Казанском храме святителя Николая, в котором служил священником будущий патриарх Ермоген. Им было составлено описание этих событий. Он написал тропарь «Заступнице усердная», который мы поем уже в течение нескольких веков. Его святительским подвигом и заступничеством Божией Матери, явленном через этот образ, будет спасена наша земля.

Мы должны увидеть также, что и внешние обстоятельства обретения Казанской иконы Божией Матери глубоко символичны. Из самой гущи народной, из страдания, из пепелища — там, где кажется уже все разорено, — являет Божия Матерь Свою помощь, Свой благодатный образ. Она как бы пророчески показывает весь путь русского православного народа, который всегда будет исполнен многих скорбей. Они раскроются великими огненными испытаниями двадцатого столетия.

Чем больше у нас скорбей, тем ближе к нам Господь. И тем сильнее Божия Матерь предстательствует за нас, потому что Она, как никто, знает, что такое скорби. У Креста Христова, там, где собраны все скорби, которые когда-либо были и будут, — в час, когда оружие страданий Христовых прошло Ее душу, — Она молилась за всех людей, в скорби пребывающих. И эта молитва Ее сугубым образом присутствует в чудотворном Казанском образе, которым Она благословила русскую землю.

После обретения чудотворной иконы во время крестного хода исцелились два слепца. Летопись даже называет имена этих людей. Им было дано прозрение, чтобы и мы прозрели и увидели, каковы пути Божии в нашей жизни. Эта икона связана со всей последующей историей нашего Отечества. Сразу же после ее обретения открывается путь православному воинству на Восток. Вслед за присоединением Казани присоединяется Сибирь, с ее огромными землями, идет просвещение христианством языческих народов. И еще многие события нашей истории отмечены благодатным воздействием Казанской иконы Божией Матери. Прежде всего, Смутное время — 17 век — когда, по слову святителя Арсения, «предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем был изменен на милость». Полтавская битва, накануне которой император Петр I вместе со всем своим воинством молился перед Казанским образом, Отечественная война 1812 года. Смотрите, как удивительно Божия Матерь участвует в этой войне. С 1801 по 1811 год в Петербурге строится Казанский собор. В этом соборе, который становится памятником победы русского оружия над французами, находит упокоение Кутузов — наш славный военачальник — и многие другие полководцы. Можно вспомнить и о Великой Отечественной войне, когда в 1941 году Казанская икона была обнесена вокруг града Москвы.

Совершая сегодняшний праздник, мы невольно задаем вопрос: где сейчас эти победы, где Казань, что там происходит? Еще не так, как в Чечне, но рядом с этим. Где теперь наша Сибирь? Пока еще в России, но замыслы врагов оторвать ее от России вполне серьезные и вполне реальные. Это политика ближайших дней, когда все будет решаться на наших глазах. И нам не надо спрашивать себя, где Полтава с Украиной и где плоды победы над фашистской Германией. Как говорится, ни Наполеон, ни Гитлер не могли даже мечтать о том, что мы сейчас имеем. Поэтому нам надо, прежде всего, спросить себя: где главная наша святыня и каково отношение к ней всего нашего народа? Когда-то осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, был поистине государственным, всенародным, а не таким государственным, как его декоративно обозначили недавно, и в летний праздник тоже все храмы были переполнены. А что делается с нашим народом сейчас? Накануне катастрофы 1917 года эта величайшая святыня была похищена. Бог попустил это зло, потому что люди не дорожили сокровищем, которое было дано им от Бога. Где сейчас эта святыня, кто знает? Что ждет нашу Россию, что будет с нами? Может быть, с этой иконой поступили так же, как недавно в центре столицы — когда топором разрубили икону Божией Матери, чтобы продемонстрировать всем, насколько сильно зло. А вслед за этим устроили порнографическую выставку — в этом же Центральном выставочном зале — для всей России, чтобы показать, какие ценности теперь являются у нас все определяющими.

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества. Много сохранилось чудотворных списков с этой иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, и у нас на Красной площади, как когда-то рядом с Иверской часовней — храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы, прежде всего, не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у нас не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери.

Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети — чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь, если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Вы помните, мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как не придет к ней батюшка, все застает ее плачущей на молитве. «О чем плачешь, матушка?» — спрашивает ее. Она отвечает: «Плачу о детях и о священниках». Это давно было, лет тридцать назад. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар — самое драгоценное, что есть у него, — Господу. Аминь.

2007 г.

vn001

См. также: