Сегодня:

16 января 2022 г.
( 3 января ст.ст.)
воскресенье.

Прп. Женевьева Парижская.

Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением.
Глас 5.

Поста нет.

Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). Мч. Гордия (IV). Прп. Женевьевы (Геновефы) Парижской (512). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8. Мк., 1 зач., I, 1-8.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Вторник

Седмица 11-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

Мф., 95 зач., 23:23-28

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин — травы для приправ — выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения.

Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «Даю десятую часть из всего» (Лк. 18:12). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца. Суд и милость — по отношению к людям, и вера, верность — по отношению к Богу — важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на храм — и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

Они тщательно избегали меньших грехов и не боялись совершать больших. «Вожди слепые!» – снова называет их Господь. Раньше Он называл их так за их лицемерное учение, а теперь — за их лицемерную жизнь. Они были слепы — оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. В своем учении они оцеживали комара, предупреждая людей против малейшего отступления от предания старцев. В своей жизни они оцеживали комара, изображая предельный ужас перед самым малым грехом, и не затрудняли себя в совершении грехов, которые по сравнению с этим были как верблюд по сравнению с комаром. Не за строгость по отношению к малым грехам выговаривает им Господь. Грех, даже если он с комара, следует оцеживать. А за то, что вслед за испугом перед комаром они поглощали верблюда.

Для фарисеев внешнее было — все, а внутреннее не имело значения. Господь показывает это на двух образах. Он сравнивает их с сосудом, чистым совне и грязным изнутри. Разве не безумие вымыть чашу и блюдо только с внешней видимой стороны и оставить их невымытыми с внутренней, той, которой пользуются? Они избегали грубых, видимых для всех грехов, которые могли бы уронить их во мнении других людей, но пребывали в злосердечии, ненавистном для чистого и святого Бога. «Фарисей слепой!» – обращается к ним Господь. Неведение собственных, поселившихся в сердце грехов, — самая опасная слепота. «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Главная забота христианина — о чистоте сердца. Более всего мы должны остерегаться грехов, свидетелем которых бывает один только Бог, испытующий внутреннее человека. «Очисти прежде внутренность чаши», — не только это, но прежде — это. Потому что при должной заботе о главном, внешнее тоже станет чистым.

Господь сравнивает их также с окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми. Праведность книжников и фарисеев была подобно украшению гробниц напоказ. Их честолюбие было направлено на то, чтобы показаться праведными перед людьми. Но внутри они были отвратительны, как гробы, полные костей мертвых и всякой нечистоты. В их сердцах было только лицемерие и нечестие. Мы можем быть исполненными грехом и выглядеть смиренными и очень благочестивыми, вызывая восхищение у многих. Но какая польза для нас стараться трудиться ради похвалы людской, если Господь наш не скажет нам в последний день: «Добрый рабе, благий и верный, вниди в радость Господа твоего».

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»