Протоиерей Александр Шаргунов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы все знаем, о чем сегодняшний праздник. Ветхозаветный первосвященник по внушению Духа Святого вводит Пресвятую Богородицу, трехлетнюю Отроковицу, туда, куда только первосвященник, и только раз в году, мог войти. Как поет Церковь, Пречистая Дева вводится «воспитатися во Святая Святых».
Но Евангелие, которое мы сейчас услышим, — оно читается на всех Богородичных праздниках, — повествует о встрече Божией Матери со святой праведной Елизаветой. Каждый раз в самое сердце поражают нас слова праведной Елизаветы, которые Духом Святым исторглись из ее уст: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» Как будто речь идет о каждом из нас. Кажется, эти слова перекликаются с последним словом Христа на Кресте: «Совершилось!» Эти две женщины встречаются как два облака, несущие в себе чистоту и свет. И в результате рождается Песнь Пресвятой Богородицы. В ней — гром и молнии, и небесная свежесть Духа Святого. Она все превосходит, и потому мы каждый день слышим ее на Утрени.
Как могла Пречистая Дева сказать: «Яко призре на смирение рабы Своея»? Как могла назвать Сама Себя смиренной? Как могла Она сказать: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди»? Мы знаем, что с самого Своего рождения Прекраснейшая из дщерей человеческих никогда не смотрела в зеркало, потому что Она смотрела только на Бога. С младенчества, с введения во Храм, в течение всей Своей жизни Она никого не видела, кроме Бога Отца, никого не видела, кроме Своего Божественного Сына, — в напряжении постоянной любви, неколеблющейся даже во время страшных Крестных Страстей Христовых, когда Она остается единой с Отцом, Сыном и Святым Духом.
Однако Она говорит о Себе. Песнь Богородицы начинается словами, которые все — цитаты из Священного Писания, исполнившегося в Ней. Вот почему Она говорит: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди». Это явление истины и любви, выражающей в радости Святого Духа то, чего еще не существует, то, что еще только в самом начале, то, что еще впереди. Именно сегодня, после недели поста, Церковь впервые воспоет ирмосы Рождества Христова, которые будут звучать постоянно, пока мы не достигнем Вифлеема. Наше сугубое восхождение к тайне Божественного Воплощения начинается в праздник Введения.
Что же нам открывает сегодняшнее Евангелие? Два младенца еще не явились на свет. Они еще невидимы. Однако святой Иоанн Предтеча уже исполнен Богом во чреве своей матери, его сердце веселит Дух Святой. Вот почему он не будет пить ни вина, ни сикера — он не захочет знать никакого другого опьянения, кроме опьянения Духом Святым. И мы изумляемся абсолютно непостижимому для нас дерзновению Божией Матери. Исполненная любви к Богу, Она произносит слова невероятного пророчества. Ее радость — о том, что встретились вместе носящие в себе двух самых великих пророков, один из которых — Иоанн Предтеча, а другой — Спаситель мира. Мы называем Божию Матерь Царицей пророков, и Она, действительно, превосходит в Своем пророческом дерзновении всех пророков. В Ее слове — абсолютная уверенность, Ее слово — чистое как алмаз, оно рассекает как меч.
«Се бо отныне ублажат Мя вси роди». Что значит «ублажат»? Это значит, что Ей будет дана полнота радости, блаженства. Она — радость Отца Небесного. Она — наша радость. Она — радость всего человечества. Если дано нам было однажды узнать Ее сокровенное участие в нашей жизни — мы узнали блаженство, которое не перестанет расти, пока мы храним верность Богу. В этом смысле все христиане — пророки. И Божия Матерь — поистине Царица пророков. Мы тоже, когда касается нас Дух Святой, исполняемся необыкновенного дерзновения, и ни в чем не сомневаемся. Потому что узнаем с великой уверенностью, что мы навеки едины с Богом — что бы ни произошло. И когда мы — с Ним, то способны совершить невозможное. Так человек в состоянии опьянения может сражаться с теми, кто намного сильнее его, или обещать самое невероятное. Но когда он протрезвеет, то видит, что нет в нем ничего великого. С нами происходит нечто подобное. Мы возвращаемся в наше «нормальное» состояние, осознаем необходимость продолжать свой путь в этой долине слез — и у нас возникают сомнения. Но на самом деле, наше нормальное состояние — это то состояние опьянения, которое дается нам в познании благодатной вечности.
Мы говорим, что Божия Матерь — предизбранная от всех родов прежде создания мира. И введение Ее во Храм, во Святое Святых, — свидетельство этому. Но самое поразительное в жизни Богородицы и Матери света — это то, что Она должна была пройти через мрак веры. Часто противопоставляют веру и видение. Преподобный Силуан Афонский пишет, что одно дело — верить в Бога, а другое — знать Его. И Святые отцы всех веков говорят, что Божия Матерь видела, знала, что должно произойти. Но Она не была бы столь возвеличена Богом, если бы Ей не было дано пройти через мрак веры. Потому что Она более всех должна была приобщиться тайне крестной богооставленности Своего Сына. И потому что Ей, как нашей Матери, надо было приобщиться тому, что переживает каждый из нас.
Нам должно быть совершенно ясно: чем глубже благодатные откровения, чем больше Дух Святой утешает, просвещает и вдохновляет нас, тем большее имеем мы дерзновение. И тем большие испытания ждут нас впереди. Чем яснее мы видим в свете Духа Святого, тем большая требуется от нас вера, чтобы передвигать горы, о которых говорит Христос. И тем большая вера требуется от нас, когда все происходящее вокруг, кажется, совершенно противоречит Божию взгляду на мир. Это значит, что видение тайн, введение во Святое Святых Божией Матери, требовало от Нее исключительнейшей веры. Вера — продолжение откровений. Благодатное видение — это состояние опьянения, которое дает нам Дух Святой. А вера — это свет, который позволяет нам идти во мраке событий. И Бог знает, среди какой тьмы шла Божия Матерь, особенно тот отрезок крестного пути, когда Она ни на шаг не отступала от Своего возлюбленного Чада.
Мы продолжим наше восхождение к Рождеству Христову. Но будем помнить, что образ всего этого поста — ночь Рождества. И она будет длиться достаточно долго, потому что мы должны дойти до самых Вифлеемских яслей. До того места, где никто Его не принял, и «свои Его не приняли». «Свет во тьме светит», но «свои Его не приняли», как услышим мы среди пасхальной ночи. И это в полной мере относится также к тайне Рождества. Свои не приняли Его, не позаботились о Нем. И Божия Матерь идет в ночи, но с верой и надеждой. Мы не сомневаемся, что Она знает. Она знает. Все матери мира чувствуют, что произойдет с их детьми. А здесь — Божия Матерь.
Она знает, что эта Вифлеемская пещера — прообраз гробницы, в которую положат Его, сняв со Креста. Она знает, что пелены, которыми повит Младенец, прообразуют те пелены, которыми Он будет связан во гробе. Она знает, что в мире — ночь. Она знает, что существует великая взаимосвязь между рождением и смертью Ее Божественного Сына. И в час, когда будет совершаться переход от Великой Субботы к Светлому Воскресению, мы услышим, что те, кто хранит Ему верность до конца, будут идти ко гробу с ароматами еще во тьме, и достигнут его с первыми лучами восходящего солнца. Точно так же горит среди мрака мира звезда Вифлеема. В ночи Рождества присутствует то и другое. И мы идем ко Христу, думая о том, как всю нашу жизнь принести к Его яслям. И всех наших детей. Будем молить Божию Матерь, входящую сегодня во Святая Святых, чтобы Она сопутствовала нам в ночи веры и надежды в течение всех этих дней, которые отделяют нас от Рождества Христова. Аминь.
Введение в тайну Рождества Христова
Перед великими и сильными, перед гордостью человеческой Бог снова ставит сегодня ребёнка. Вот знамение, которое будет явлено в Рождестве Христовом и которое мы видим уже сейчас. Этот Ребёнок, трёхлетняя Отроковица Мария, со всем совершенством, какое у Неё есть, ведёт нас к более высокому, чем Она, — к Богомладенцу Христу, к Источнику жизни нашей. Если «не будете как дети, — говорит Христос, — не войдете в Царство Небесное».
Но требуется осторожность. Возвращение к детству небезопасно. Нам всегда угрожает болезнь инфантилизма. Разумеется, не этого ждёт от нас наш Творец, наш Отец. Мы должны быть детьми сердцем, а не умом. Источник всего — это то, откуда я пришёл, это прежде меня, прежде всех. Это то, откуда мы посланы Богом на землю. В плане земном любовь наших родителей — начало нашего рождения. Но мы понимаем, что надо восходить выше, всегда выше. И так мы придём к любви Того, Кого мы называем Богом, Творцом, Отцом, Началом. Это то, что мы ищем и обретаем среди Пасхи Господней, когда слышим Евангелие: «В начале было Слово». И это то, о чём говорят самые первые слова Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю». Только здесь может найти каждый из нас своё подлинное место рождения, своё подлинное «я». Только здесь мы можем родиться в новый мир и составить все вместе с Богомладенцем и Пречистой Его Матерью народ Божий. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Введением во Храм своей трёхлетней Дщери святые праведные Иоаким и Анна, которым вверена забота об их Чаде, совершают служение этой глубокой тайны. Тайны отношений их Чада с Источником Её жизни — Богом Отцом. О, если бы родители, присутствующие при крещении своего ребенка, по-настоящему сознавали, что значит это таинство! Как сказал один священник, новомученик: «Ваши дети — не ваши дети».
Событие Введения возвещает нам о чрезвычайной человеческой ответственности и о том, что превосходит кровные узы. Необходимо превзойти земное родство, чтобы явились свобода и ответственность каждой человеческой личности пред Богом. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Сам Господь не отнесёт ли к Самому Себе это слово, слишком тяжкое для слышания многих: «Кто матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:48-50).
Надо ли напоминать здесь об исчезновении двенадцатилетнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и Его пророческом изумлении перед тревогой и упрёками Его родителей: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).
Праздник Введения во Храм вводит нас в тайну Рождества Христова. Тайну Самого Бога и тайну человека — творения, чада Божия. Чтобы Бог мог стать Еммануилом — Тем, Кто «с нами Бог», надо, чтобы каждый из нас стремился быть «человеком с Богом», стать чадом Божиим. В то время как мы часто довольствуемся быть только чадами своих родителей, детьми земли.
См. также:
|