Владимир Семенко
Не можете служить Богу и маммоне…
(Мф. 6:24, Лк. 16:13)
В течение нескольких последних лет ряд авторов высказывал стойкое мнение, что триумфализм, с которым нынешний церковный истеблишмент смотрит на жизнь, не только преждевременен (о чем уместно было говорить где-то в середине — второй половине 1990-х годов), но просто неуместен и абсолютно неадекватен реальности; что процессы, происходящие в недрах нашей церковной институции, скорее вселяют серьезную тревогу, если смотреть на ситуацию здраво. Мы говорили о неообновленчестве, о модернистских реформах, которые по факту уже идут, о пагубной теории и практике приспособления Церкви к миру (которая уже дискредитировала себя на Западе); наконец, в самое последнее время нам поневоле пришлось констатировать очевидное, а именно с тревогой и горечью сказать о том, что некоторые люди, облеченные значительной властью в РПЦ, склонны на первое место выдвигать не духовные вопросы, не дело спасения, ради которого Сам Господь основал свою Церковь, а всякого рода бизнес-проекты, стремясь то, что называют символическим капиталом Церкви, «конвертировать» в натуральный чистоган. Примеров тому множество, однако все это время нас не только не желали слушать, но агрессивно поносили, обливая виртуальной грязью. Системная оппозиция, «оппозиция Его Величества» (точнее Святейшества) явно не нужна нынешней команде «эффективных менеджеров», составляющих весьма заметную часть окружения Патриарха. Чего только не наслушались мы за это время в свой адрес, какую только клевету и оскорбления не использовали против нас! Но вот совсем недавно произошли некоторые события, позволяющие осторожно предположить, что начинается то, что мы, собственно, и предсказывали: «триумфалистская», уверенно-победная психология и философия начинает напрямую сталкиваться с грозной реальностью, и встреча эта не несет в себе ничего хорошего.
Остановимся на двух событиях, произошедших буквально только что. Первое — это решение премьер-министра В.В. Путина (которое вряд ли могло быть принято без согласования с Президентом) о создании при Правительстве РФ специального органа, который будет заниматься межрелигиозными и межэтническими отношениями в России. Это решение уже вызвало резко негативную реакцию одного из главных церковных «начальников», близкого к Патриарху Кириллу. Как можно интерпретировать данное событие?
Прежде всего, напомним, что Патриарх Кирилл и его окружение всегда высказывали свое однозначно негативное отношение к идее создания нового ведомства по делам религий и национальностей, так что протоиерей Всеволод в данном случае не сказал ничего нового. Кроме того, известно также, что в последние годы Владимир Путин, занятый в основном прагматическими вопросами, фактически отдал этноконфессиональную политику «на откуп» второму «дуумвиру». Так что данное решение премьера, неожиданно решившего вплотную заняться вопросами этноконфессиональных отношений, может свидетельствовать о нарастании определенных противоречий между ним и Президентом Медведевым, с одной стороны (что пока не является для нас окончательно ясным) и между ним и Патриархом Кириллом, с другой (что более очевидно: их несогласие в данном вопросе высказано публично).
В чем же причины этого, на первый взгляд, неожиданного поворота? Конечно, могут сказать, что премьер обеспокоен нарастанием напряженности на Северном Кавказе и т.д. Конечно, это так. Однако проблема эта возникла не сегодня; ФСБ, МВД, армия и другие ведомства как-то до сих пор, пусть и с переменным успехом, решали вопросы, связанные с исламистским терроризмом и т.п. Кроме того, Президент, премьер и Патриарх говорят практически одинаковые и абсолютно правильные слова о межэтническом и межрелигиозном мире и т.д., но вот в вопросе о создании специальной структуры, которая занималась бы этноконфессиональной политикой, двое последних во всяком случае решительно разошлись. Позволим себе осторожно предположить, что дело здесь в другом. Как известно, премьер Путин в значительной степени представляет интересы российского олигархического капитала и в последнее время серьезно озабочен инвестициями в российскую экономику и хоть каким-то замедлением обвального бегства капиталов за рубеж. Не исключено, что премьер серьезно обеспокоен усиленным интересом определенных кругов в РПЦ к глобальным финансовым играм, финансово-экономической самостоятельности и в особенности укреплением связей со столь одиозными структурами, как Банк Ватикана, на что не раз обращали внимание аналитики нашего Аналитического центра. (См.: Архиерейский собор, агенты национальной опасности и «миссия» с оранжевым оттенком; Опасные игры с Ватиканом: вперед к православному «банкингу»!; Сохранять духовную трезвость... и др.). Если это так, то руководство РПЦ в ближайшее время ожидают непростые времена, ибо государственная власть России, похоже, вознамерилась всерьез поинтересоваться тем, что всегда составляло полное табу даже для «компетентных органов», то есть церковными финансами. То есть, конечно, «органы» всегда все знали об этой непростой материи, но делали вид, что здесь все ОК и что их вообще такие «мелочи» не интересуют. Поэтому усилия некоторых журналистов «раскрутить» данную тему в прессе в свое время и не увенчались успехом.
В тесной связи с упомянутым выше знаковым решением премьера находится, на наш взгляд, и другое, не менее значимое событие последних дней: последняя программа «НТВ-шники», носившая беспрецедентно антиклерикальный характер. Конечно, А.Г. Невзоров — человек явно неадекватный, с серьезными психическими отклонениями, о чем, насколько нам известно, имеется официальное заключение медиков. Конечно, его накаленный антиклерикальный пафос носит явно болезненный, во многом преувеличенный и лживый, часто просто хамский характер. Но попытаемся взглянуть на ситуацию без эмоций, аналитически. То, что подобная программа, носившая явно заказной характер, не могла быть выпущена в эфир без отмашки сверху, для всякого, знающего, как устроено наше сегодняшнее телевидение, абсолютно очевидно. Что же составляло главное содержание невзоровского выступления? Опять-таки всем очевидно: за вычетом лжи, неадекватности и просто уже какой-то бесовской ненависти к Церкви Христовой (а не просто к церковной институции), его составлял опять-таки довольно грубый «наезд» на финансовую деятельность Церкви! Вся трагедия заключается в том, что вполне реальная почва для такого «наезда» существует! И она же, эта реальная почва, составляет весьма благоприятный плодородный слой для стремительного нарастания в обществе воинствующих антиклерикальных настроений.
Все последние двадцать лет происходило восстановление земного, материального «тела» Церкви. Это было необходимо, но сколько же искажений и вопиющих нестроений случилось на этом пути! Положа руку на сердце, нельзя не признать: в этом процессе особенно ярко проявилось и усилилось очевидное всем разделение нашей Церкви на две неравные «части». Одну составляет церковно-консервативное большинство, возглавляемое своими старцами, своими духовными вождями. Оно не хочет попадаться в главный «капкан», подготовленный нам «эффективными менеджерами», не хочет приспосабливать Церковь к мiру, Бога к маммоне. Именно это большинство, самоотверженно и по большей части вполне бескорыстно трудясь, внесло главный вклад в возрождение Церкви. Именно их энтузиазму (порой нещадно эксплуатируемому, а порой и угасающему от непонимания «верхами») церковная институция обязана своим относительным процветанием сегодня. Сюда же следует включить не только простых мирян и сельских батюшек, но и многих епископов и столичных священников, среди которых все еще немало людей в хорошем смысле простых, искренних, самоотверженных и при этом высококультурных и блестяще образованных. (Уровень образования в провинции часто, конечно, оставляет желать много лучшего, но другие упомянутые здесь качества часто могут служить всем нам примером).
Другую часть нашей Церкви составляет верхушка церковной бюрократии, по большей части абсолютно чуждая подлинно церковному духу, высокомерно поучающая церковное большинство, при этом по большей части его презирая. Именно отсюда исходят грубость, высокомерие, склонность к излишней коммерциализации церковной жизни (говоря мягко), всевозможные инициативы разрушительных либеральных реформ, экуменический зуд по «вписыванию» России и русской Церкви в мировое, в особенности европейское пространство. К сожалению, нецерковные и далекие от веры люди (каковых в нашей стране миллионы), которые не знают жизнь Церкви изнутри, а воспринимают преимущественно телевизионную картинку, видят не тысячи беззаветных и бескорыстных тружеников, не усердных молитвенников и духовников, а тот, с позволения сказать, «пиар», которым как по собственной инициативе, так и невольно потчуют их «эффективные менеджеры». Они видят и слышат нарочито раздутые политические претензии, краснобайство, роскошь и пропаганду «совместимости христианства с богатством и успехом». Все усилия подлинных миссионеров пока еще лишь отчасти нивелируются этой саморазоблачительной картиной жизни жиреющей и все больше чувствующей свою безнаказанность церковной бюрократии. Таким образом, последняя, вопреки декларациям своей информационной «обслуги» отталкивая все большее число «внешних», отталкивает и «внутренних», верных чад Церкви, которые понимают всю губительность начатых либеральных реформ.
В итоге антиклерикальный настрой нарастает как в государстве, в государственно-олигархической «элите», которую раздражает нарастающая активность церковных «верхов», в том числе и в финансовой сфере, так и в обществе, среди простого народа. Спросим себя: возможно ли было такое беснование Невзорова, его «пятиминутка ненависти» к Церкви в эфире одного из центральных каналов где-нибудь в середине девяностых? Ясно, что нет. Тогда — никто не посмел бы. А сейчас — Невзоров открыто смеется в лицо растерянным священникам, которых пригласили в эфир. И приходит беда, откуда не ждали: со стороны того самого «пиара», на который так они уповали и уповают. В одном прав неистовый Глебыч: настоящие гонения еще и не начинались!
Все это означает полное банкротство «эффективных менеджеров», которые при первом же столкновении с реальностью оказываются (с точки зрения интересов Церкви, а не «поповской» «корпорации») вовсе даже и неэффективными. Впустив «новорусский» дух роскоши, гедонизма и теплохладности в церковную ограду, они, взявшие на себя историческую ответственность за церковный корабль, оказываются один на один не с виртуальной пиаровской картинкой, а с реальностью, с методами той самой среды, войти куда они столь страстно желали. Интересно, что будет делать команда этих «новых и успешных», если в ближайшее время против особенно одиозных коммерсантов в рясах будет возбужден десяток (ну или хотя бы пять-шесть) уголовных дел? Опять во всем обвинят «миссиофобов» и «криптодиомидовцев», «обитателей чукотской пещеры, сжигающих паспорта»? Опять во всем будут виноваты «ревнители»? Противостоять элитно-клановому и тем более государственному напору потруднее будет, чем бороться с наиболее ревностной в вере частью собственной паствы...
Все последние годы мы упорно старались начать в Церкви вменяемую дискуссию, надеялись на то, что нас хотя бы услышат, и мы будем поняты адекватно. Увы, этого не случилось. Теперь те, к кому мы все это время тщетно взывали, будут иметь других собеседников: не умеренных консерваторов, церковных людей, искренне ревнующих о деле Церкви, не системную и вменяемую «оппозицию Его Величества», а: 1) склонных к расколу радикалов; 2) собственно раскольников и главное — 3) клацающего зубами джинна «антиклерикализма», умело выпущенного из бутылки в нужный момент. Ах да, забыл еще одного «собеседника»: ненавидящее «зажравшихся попов» озлобленное большинство общества. Что ж, пусть побеседуют, а мы послушаем... Впрочем, эта скромная позиция спасет нас ненадолго: ведь обломки «церкви будущего» упадут прежде всего на наши головы, головы тех, у кого нет уютного гнездышка за границей. Как это уже случилось в совсем недавней истории...
25 июля 2011 г.
Источник: «Русская народная линия»
|