Сегодня:

27 ноября 2022 г.
( 14 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Святой апостол Филипп.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Апостола Филиппа (ок. 81-96). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Сщмчч. Димитрия , Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941).


Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 53 зач., X, 25-37. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 5 зач., I, 43-51.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Седмица мясопустная, о Страшном суде

Протоиерей Г.С. Дебольский


Егда судяй земли судие всех сядеши:
Приидите, онаго гласа достойна и мене усудуи.

(Стихи на неделю Мясопустную)


ic049m

Третья приготовительная к св. Четыреде­сятнице неделя называется мясопустною, потому что ей оканчивается время, когда можно есть мясо перед Четыредесятницей; а по двум дням поста — в среду и пятницу ее, чем она отличается от предыдущей сплошной недели и от последующей сырной, по просторечию называется пестрою.

Начиная св. Четыредесятницу воспоминанием о грехопадении прародителей, не воздержавшихся от снедей запрещенного древа, и этим воспоминанием приблизившись к началу мира, Православная Церковь в неделю мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам Литургийным Евангелием этой недели о будущем Страшном всеобщем суде живых и мертвых (Мф. 25:31-46). Об этом Церковь напоминает верующим в мясопустную неделю с древних времен. В 4 веке св. Иоанн Златоуст говорил в эту неделю поучение. Беседуя о втором пришествии Христа, святитель объяснял слушателям своим, что об этом он беседует потому, что было читано сегодня Евангелие об этом. В 8 веке Феодор Студит написал канон на неделю мясопустную, ныне исполняемый в этот день.

Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворениями ближним. Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.

Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.

Словами Апостола, читаемыми в неделю мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1Кор. 8:8-13); и следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю мясопустную.




Источник: Протоиерей Г.С. Дебольский. «Дни Богослужения Православной Церкви» : В 2-х т.
— Изд-во «Отчий дом», 1996.

См. также: