Сегодня:

27 ноября 2022 г.
( 14 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Святой апостол Филипп.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Апостола Филиппа (ок. 81-96). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Сщмчч. Димитрия , Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941).


Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 53 зач., X, 25-37. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 5 зач., I, 43-51.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

nt061m

Лк., 79 зач., 15:11-32.

В нынешнюю вторую подготовительную неделю к Великому Посту Св. Церковь предлагает нашему вниманию в евангель­ском чтении притчу Спасителя о блудном сыне. И она касается непосредственно всех нас, так как в ней излагается история Божия домостроительства о спасении; отпадение человека от Бога в рабство страстей, собственным горьким опытом познающего гибельную силу греха. Она указывает нам и путь возвращения в обьятия Отчи. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»! — молим мы.

Сын Отчий меньший, сын любимый рвется из под родительской опеки. Казалось бы, благие желания руководствовали им, он хотел познать жизнь, хотел свободы для своих сил, ума. Горел намерением сам выстроить свою жизнь. Но в сердце своем он отверг совет и любовь отца. И это был тот первый грех, который, войдя в чистое сердце, омрачил его, открывая путь многим страстям, стерегущим человеческую душу. В тот момент помыслов о грехе, об опасностях, таящихся на дорогах жизни в своеволии, не было в юном сердце. Любовь Отца, огорчившись сама, не огорчает сына отказом, не ограничивает вожделенной им свободы. Полученное наследство обещает безбедную, благополучную жизнь.

«Собрав все, мний сын отъиде в страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно». Скоро, очень скоро отчий любимый сын стал сыном блудным. За первым неосознанным грехом нелюбви явились многие его исчадия, и в угаре грехов он дошел до блуда — полного отпадения от Бога — Отца небесного. Ища свободы, он попал в неволю, отвергнув послушание по любви, своеволием стал рабом греха и греха смертного.

Тот же путь проходит всякий грешник. Начинается это прискорбное шествие с помрачения ума, за ним неминуемо следует расслабление воли, затем происходит искажение совести, и как следствие всего этого кончается вражья работа падением — растлением тела. Наступает для падшего страшный решительный момент жизни. Ад уже при жизни готов пожрать свою жертву, но и Господь не хочет смерти грешника и обстоятельствами жизни стучится в омраченное сердце, и дай Бог откликнуться ему на этот Божий зов. «Смотрите, братия, чтобы кто из нас не ожесточился, обольстившись грехом» — предупреждает Господь грешников. Ожесточение — друг отчаянию. Бедствия вразумили блудного сына, и лишения стали для него тем благом, которые заставили его задуматься о себе и своей беспутной жизни. «В себе же пришед» (Лк. 15:17) вспомнил он прошлую жизнь в отчем доме, осознал падение свое, увидел душу свою во мраке греха, и на краю гибели возопил о помиловании.

Вот это и нам — призыв к покаянию. Чтобы начать каяться мы должны прийти в себя, увидеть свою душу и сердце, свои дела, ведь когда мы грешим, то мы вне себя, безумствуем и не отдаем себе отчета, что творим. Как часто и мы подобно евангельскому юноше ищем свободы своим желаниям, своему произволу, и не сразу понимаем, что свобода эта обращается для нас же рабством. Отпав от Бога, лишенные Божией благодати, мы не можем не испытывать духовный голод мучительный для души. Мгла обступает сердце, томление души столь велико, что человек не находит себе места, и близок к отчаянию. Уподобляясь по жизни свиньям, мы питаемся и пищею свиней — рожцами, всяческими подделками и подменами, вплоть до лжедуховности. Помраченный грехом ум не может помочь бедствующему. И горе, если не придет отчаявшемуся помощь извне.

Блудный сын, голодавший на чужбине, перед грозящей ему гибелью не дал места отчаянию, услышал глас Божией любви, и «в себе же пришед». И открылся ему весь путь его падения, начиная со своевольного оставления стези, начертанной Промыслом Божиим до момента падения — мерзостного попрания всего Божьего. Вспомнил он и былую родительскую любовь к нему. Пробудившееся в душе грешника покаянное чувство породило в душе святую решимость припасть к ногам отчим с повинною. «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единого от наемник твоих». Смиренное и сокрушенное сердце не помышляет о сыновстве, оно рабски просит милости быть только наемником, и уже в этом зрит для себя прощение.

Но «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И на блудном сыне это обетование исполнилось вполне: «еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его», и возвратил ему все сыновние права. «Тако, глаголю вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» — свидетельствует Спаситель в этой притче.

Дорогие мои, точно так же поступит и Отец наш Небесный с нами грешниками кающимися. Покаяние хранит нас для Царства Небесного. Покаяние даровано нам Божиим человеколюбием.

Раскаяние стирает рукописание грехов и беззаконий, очищает сердце. Господу дорога каждая душа христианская, искупленная кровию Его единородного Сына. Об обращении одного грешника Он Сам радуется более, чем о 99-ти праведниках. Господь знает, что сила борителя крепка, а мы немощны. И Он идет навстречу нашему произволению и лобызает само намерение каяться. Поэтому не будем откладывать покаяния и медлить с исправлением. Великий Пост нам и дается, как время сугубого покаяния, обращения в себя, чтобы не погрязли мы в тине пороков и страстей, чтобы увидев себя в образе блудного сына, востали от помрачения греховного. Отец Небесный ждет нас и готов придти на помощь нашей немощи. И нам, подобно блудному сыну, надо вспомнить и помнить всегда, что у Отца нашего Небесного вдоволь милости и на сынов, и на наемников; и солнце Его светит и на добрые, и злые; и дождит на праведные и неправедные и не умирают во грехах, трудящиеся в дому Его. А мы то — чада, крещением усыновленные Богу, и если духовно голодаем, то только потому, что живя не по заповедям Божиим, тоже отходим на страну далече. Не Бог и Божия благодать оставляет нас, но мы уходим, водимые произволом наших часто неосознанных и даже безумных желаний.

Дорогие мои, не будем же медлить, откладывая покаяние. Разве можем знать, как долго Бог будет еще терпеть грехам нашим? Не потребует ли Господь уже сейчас от нас отчета в содеянных прегрешениях. «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебя» (Лк. 12:20) — и свершится приговор Божественного правосудия. Готовы ли мы к нему? Часто лукавый помысл убаюкивает нас: «Бог милостив, ну какие у меня грехи, не украл, не убил, не соблудил». А то, что сердце наше неверное, исполнено всякого недоброжелательства, нечистоты и лукавства, а вера и любовь только на кончике языка; это и есть та тьма, что застилает для нас свет Божией правды и любви, об этом мы или не думаем вообще, или вникаем в дела сердечные крайне редко и вяло. Но, «что общего у света со тьмою»? (2Кор. 6:14). И Господь судит наши помышления и намерения сердечные, из милости попуская на нас отцовские наказания, стремясь привести в разум истины. А Св. Евангелие все напоминает: «Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен (Господь), да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды» (1Ин. 1:9). Но беспечных, и нераскаянных, и блудных, дерзко отвергающих попечение о себе Небесного Отца, не гнев ли Божий ожидает? «Внезапно постигнет их пагуба,… и не избегнут» (1Фес. 5:3) — предупреждает апостол.

И как блудный сын, приклонив в покаянии главу, ожидает только прощения, так и всякий, пришедший от падения, не молит ли только об избавлении от геены огненной. Грешник ожидает немногого, а Бог дарует ему неиссякаемое богатство Своего благодеяния. Грешник только подумал о покаянии, а Отец уже спешит ему навстречу: «прежде, чем ты призовешь Меня, Я скажу: «се приидох». Так случилось с блудным сыном, так случается с нами по сей день. Принося покаяние, мы не слышим слов ответа от Бога, но почти тотчас видим человеколюбие Божие явленное на деле в нашей жизни.

«Изнесите ему одежду первую», которую он утерял преслушанием, и душа наша ощущает радость от полученной свободы. «Дадите и сапоги на нозе его», чтобы не подвергался гибельному уязвлению от змия, но чтобы мог наступать на змия и скорпия и на всю силу вражию. И какое-то время мы укрываемся милостью Божией от насилия греховного и ощутимо для себя входим в свободу сыновства. Так свидетельствуется нам прощение от Бога.

Дорогие мои, будем помнить, что только благочестие и благоговение удерживают нас на путях спасительных. Благочестие — исполнение заповедей Божиих, благоговение — память о Боге во всех проявлениях жизни в нас самих и вокруг нас. Теряя благоговение мы попираем Божию любовь. Память о Боге и память о смерти — вот та спасительная узда, что ограждает нас от гибели, дарующая сокрушение сердечное и покаяние, пока мы не достигли еще сыновней любви к своему Творцу. Тот, кто отвергся благочестия, не получает наслаждения и в самих удовольствиях порочных, но обрекает себя на постоянную погоню и на ненасытимость в них. Пока бессмертная душа не обнищает полностью, материальное изобилие только оттеняет приближающуюся катастрофу ее гибели.

В притче евангельской и сыны, и наемники рядом с Отцом! А кто же все-таки мы с вами? По крещению — сыны, по жизни — наемники. Божественное Писание к сыновьям относит тех, кто совершенно всем своим существом предается праведности и благочестию, наемники же те, которые разумеют благо, знают учение, но не отдаются ему всецело сердцем и не руководствуются в устроении своей жизни волей Божией.

И мы все, так легко и почти постоянно теряем в суете жизни и её приманках свое сыновство, бездумно предпочитая для себя удел наемника. И о наемниках не забывает милость Божия, но ждет, ждет Господь тех, кто однажды ради сыновства Ему отвергся от сатаны и всех дел его. Будем же постоянно помнить, что покаяние и молитва берегут светильники нашей веры, и возвращают нас под кров Отца Небесного. И о нас, кающихся грешниках, как о чадах Своих возвеселится Господь и о нас изречет Он: «Ибо этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Владыко, Господи, Человеколюбче, Единородный Сыне Божий, согрешили мы на небо и пред Тобою и уже недостойны называться сынами Твоими, но уповаем на Твои щедроты, имеем залогом Твоего человеколюбия Твой честный Крест, который Ты претерпел ради нас, имеем посредников Твоего благоутробия, прежнюю блудницу и бывшего разбойника. Через них и мы, и все грешники поспешим прибегнуть к Твоему человеколюбию. Как их Ты соделал славными и блаженными, Господи, так и нас припадающих к Тебе помилуй. Как мертвых Ты воскресил, будучи распят на Кресте, так и нас умерщвленных грехом воскреси по многому Твоему человеколюбию, чтобы нам быть вместе с искупленными ценою Твоего воскресения.

Аминь.

При жизни о. Иоанна проповедь не издавалась.

vn001

Источник: Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

См. также: