Сегодня:

7 октября 2022 г.
( 24 сентября ст.ст.)
пятница.

Святой Владислав, краль Сербский.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Мирожской иконы Божией Матери (1198).


Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 15 зач., IV, 31-36. Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя о блудном сыне

Протоиерей Г.С. Дебольский

Блудный аще кто есть яко аз, дерзай, гряди:
Божьих бо щедрот всем отверзеся дверь
.

nt060m

Обличив гордость и возвысив смирение, Церковь в следующую приготовительную к св. Четыредесятнице неделю призывает нас к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на Литургии евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-32), по имени которого называет и самую неделю.

Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного Устава о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви 4 и 5 века, говорившие беседы в эту неделю, как-то: св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ амасийский и другие. В 8 веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном, ныне исполняемый Церковью в эту неделю.

Притчею о блудном сыне Церковь изображает призывание грешных, образ покаяния и величие милосердия Божия. В этой притче Господь по своей благости и милосердию, для предохранения нас от зла и неразлучных с ним бедствий, ясно открыл нам, что источник жизни святой, достойной и блаженной заключается только в благодатном союзе с Богом. Блудный сын, получивший от отца должную часть имения и в стране дальней расточивши свое наследство, изображает грешников, которые, удаляясь от Отца небесного, тратят дары природы, общества и благодати, и с этой тратой неминуемо истощают и теряют все блага жизни мирной, достойной и полезной. Сын, удалившись от отца, безбоязненно начинает жить блудно; блага и радости жизни в удалении от Бога постепенно оскудевают; за обилием последовали обнищание, голод, унижение и духовная смерть. Изжившу ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начать лишатися. И шед прилипися единому от жителя тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния. И желаете насытити чрево свое от рожей, яже ядяху свиния: и никто же даяше ему. Нищета, голод и унижение — эти лишения и меры небесного правосудия и милосердия, наказывающего и исправляющего нас (Евр. 12:5-20), сокрушили и смирили блудного, нищего, голодного, униженного и погибавшего; он пришел в себя, почувствовал крайнюю степень своего заблуждения; решился возвратится из страны далекой и греховной.

При первой мысли заблудшего и духовно мертвого — обратиться к отцу с раскаянием — надежда и радость загораются в сердце его. Он идет к отцу и с приближением к дому отеческому — к Церкви, надежда и радость его — эти первые блага жизни — становятся обильнее и ощутительнее. Благодать Божия предваряет кающегося, умиряет и обогащает новыми дарами. Еще далече ему сущу, узре его отец его и мил ему бысть, и тек нападе на выю его и облобыза его. Кающийся и оживающий облекается в одежду первую, дается перстень на руку его и сапоги на нозе. Полнота благодатного умиления и радости, по совершенном обращении грешника к Богу, запечатлевается вечным блаженным единением с Господом. И приведши телец упитанный заколите, и ядихе веселимся, яко сын мой сей мертв бе и оживе: изгибл бе и обретеся. и начата веселитися. Были слышны пение и лики. Тако радость бывает на небеси и о едином грешнице кающемся.

Но тому, кто, подобно старшему сыну милосердого отца, действительно николиже заповеди Божий преступих, внутренне не превозносится постоянством своего служения Богу и не считает ближних своих недостойными помилования Божия, когда они с раскаянием обращаются к Богу, — тому Отец небесный, по своему неизреченному милосердию, обещает еще высшую всегдашнюю радость в неизреченном единении с Собою: чадо, ты всегда со мною ecu, и вся моя твоя суть.

Примером блудного покаявшегося Церковь внушает, что никто не должен отчаиваться в помиловании и спасении: ибо близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет (Пс. 33:19); а примером старшего сына внушает не превозноситься своими делами. Егда сотворите вся поведенная вам глаголите, яко раби неключимы (ничего не стоящие) есмы: яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17:10). Итак, кто согрешил, да не умедлит покаяться и исправиться, а кому Бог помог сохранить себя от греха — да не превозносится.

Указывая же на причины гибельного удаления от Бога и предохраняя нас от такого заблуждения, Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю о блудном, внушает, что вся ми летъ (позволено) суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладай буду от чего. Итак, блудный сын был рабом своих страстей, в рабской зависимости от своих чувственных порочных наклонностей, вместо того, чтобы эти наклонности иметь во власти своего разума и веры. Будучи рабом своих страстей, он соделал члены тела своего членами блужения.

vn001

Источник: Протоиерей Г.С. Дебольский. «Дни Богослужения Православной Церкви» : В 2-х т.
— Изд-во «Отчий дом», 1996.

Толкования и изречения святых отцов
на евангельскую притчу о блудном сыне

Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа.

(Прп. Ефрем Сирин)

Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние.

(Прп. Нил Синайский)

Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.

Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.

Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души.

(Свт. Иоанн Златоуст)

См. также: